Вот уже вторые сутки подряд в британской столице не работает метрополитен. В понедельник, в шесть часов вечера, работники лондонской подземки начали жесткую, бескомпромиссную 72-часовую забастовку.
Большого воображения не требуется для того, чтобы представить абсурд ситуации, при которой многомиллионный мегаполис остался без основного вида транспорта. Хаос на дорогах, массовые опоздания на работу и учебу, паралич множества городских служб и изнурительные тяготы испытали в эти дни жители британской столицы.
Без "трубы", как именуют лондонскую подземку, в этом городе далеко не уедешь. Лондон стар, узок и забит транспортом до предынфарктного состояния. Забастовка полностью остановила девять линий метрополитена и оставила частично работать лишь одну - ту, что связывает город с аэропортом Хитроу. Открытыми для пассажиров остались лишь две линии, находящиеся в ведении другой транспортной компании. Таким образом из 275 станций лондонского метро обслуживают пассажиров лишь жалкие 20 процентов.
То, что происходит в эти дни в британской столице, напоминает картину стихийного бедствия. Возвращаясь, а точнее, выбираясь, в понедельник после делового мероприятия из самого, пожалуй, многолюдного района Лондона, рядом с вокзалом Виктория, я шла в толпе, напоминающей своей численностью майские демонстрации советского образца.
На автобусной остановке скопилось около сотни людей, которые "голосовали" с проезжей части, так как на тротуаре для всех не хватило места. "Голосовали" несущимся мимо автобусам, которые не останавливались и не брали пассажиров, будучи забиты под завязку. Добираться до дома мне пришлось полтора часа вместо обычных двадцати минут.
Примерно такая же картина наблюдалась и во вторник. Такси в дефиците, частный транспорт выведен на улицы в полном составе, в силу чего движение по центральным улицам города оказалось окончательно парализованным. Мэр Лондона Кен Ливингстон безуспешно взывал к совести бастующих метрополитеновцев, раздавая им "железные гарантии". Но глас мэра остался гласом вопиющего в пустыне. Теперь лондонцы, в свою очередь, взывают к мэру, требуя снять с них на время забастовки служащих метро оброк за въезд частного транспорта в центр Лондона. Платить ежедневно за вынужденный проезд по городу восемь фунтов стерлингов, по мнению лондонцев, выглядит возмутительной несправедливостью. По логике вещей, городские власти должны были, в порядке компенсации, сделать в эти дни весь общественный транспорт бесплатным и отменить все дорожные поборы.
Однако рыночная логика, которой вынуждена руководствоваться администрация города, не всегда движется по той же колее, что и логика общественного сознания.
Остается спросить, а ради чего бастуют в Лондоне? Забастовка в британской столице началась как раз-таки с подачи "рынка", который привел недавно к банкротству управляющую компанию лондонского метро Metronet Rail. Она заправляла девятью линиями подземки.
После того как нынешним летом в компании было введено внешнее управление, сотрудники испугались возможных массовых увольнений, насильственных переводов на другую работу и сокращений пенсий.
Крупнейший транспортный профсоюз RMT, патронирующий львиную долю служб лондонской "трубы", оказался глух к заверениям руководства метрополитена и городских властей о том, что ни потерь рабочих мест, ни снижения пенсий не будет. Генеральный секретарь профсоюза Боб Крау счел эти заверения недостаточными.
В следующий понедельник Лондону грозит второй акт забастовочной драмы. При этом к RMT собираются присоединиться два других транспортных профсоюза, так что ситуация в городе может стать еще более плачевной.
По правде говоря, безнадежно устаревшее, вечно опаздывающее и не признающее никаких расписаний лондонское метро давным-давно не вызывает у горожан и гостей британской столицы ничего, кроме раздражения. После осмотра московского метрополитена лондонский мэр когда-то с откровенной завистью заметил: по сравнению с ним лондонское метро выглядит позорным. Однако какое ни есть, а без этого "позорного" метро, как выясняется сегодня, далеко не уедешь.