Герхард Шредер: Я никогда не вернусь на ринг

В минувшие выходные бывший канцлер Германии Герхард Шредер представил в Москве автобиографическую книгу "Решения. Моя жизнь в политике". Предисловие к русскому изданию этих мемуаров написал первый вице-премьер Дмитрий Медведев, обнаруживший немало общего между нынешней социальной политикой в России и реформами, проводившимися кабинетом Шредера.

Презентация русского издания книги Герхарда Шредера прошла в полном соответствии с правилами, которые диктует современная коммерческая литература. Утром в субботу экс-канцлер приехал в книжный магазин "Москва", где для него была организована встреча с читателями. Мемуары стоят недешево: за этот 550-страничный труд покупателю придется выложить не менее 500 рублей. Однако в нашей стране книге Герхарда Шредера, судя по всему, гарантирован успех. "В магазине "Москва" был установлен небольшой рекорд: еще никогда такое количество москвичей не приходило в течение одного дня за одной книгой в этот магазин", - позже похвастался Шредер на совместном брифинге с первым вице-премьером Дмитрием Медведевым.

Решение Дмитрия Медведева написать предисловие к русскому изданию мемуаров предыдущего канцлера Германии не было случайным. После отставки Герхард Шредер занял пост председателя Наблюдательного совета Северо-Европейской газопроводной компании, созданной при участии российского холдинга "Газпром", председателем совета директоров которого является Дмитрий Медведев. Впрочем, на брифинге Медведев и Шредер вели речь не о газе, а о политике и экономических реформах. Дмитрий Медведев рассказал, что прочел мемуары Шредера "с огромным удовольствием и на одном дыхании". "Книга дает очень развернутую информацию о том, как устроен политический процесс в одном из ведущих государств Европы, каков механизм принятия решений в парламентских демократиях и как работают политические партии. А это в свою очередь дает представление о том, в каком направлении могла бы развиваться и наша политическая система", - сказал Дмитрий Медведев.

Особый интерес у первого вице-премьера вызвала та часть мемуаров, в которой подробно описаны экономические реформы, проводившиеся под руководством Герхарда Шредера на протяжении семи лет. Пенсионная реформа, осуществленная в Германии при Шредере, считается одной из наиболее успешных в Европе. Дело не в политических конструкциях, которые мы используем, - идет ли речь о суверенной демократии или какой-либо другой демократии. Дело в том, что мы заняты решением по сути одних и тех же проблем - это касается реформирования системы образования, здравоохранения, жилищной сферы. Решения в социальной сфере господина Шредера интересны для нашей страны", - заявил куратор нацпроектов.

На брифинге Герхард Шредер продемонстрировал, что и после ухода на пенсию он остался политиком до мозга костей. В ходе брифинга пристальное внимание экс-канцлера неожиданно привлек к себе присутствовавший на мероприятии глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский. Точнее, не сам Павловский, а его рубашка ядовито-зеленого цвета. Дело в том, что в Германии в рубашках такой же расцветки ходят сторонники партии "зеленых", которая долгое время соперничала с "родной" для Шредера Социал-демократической партией. "Я думаю, это чистая случайность, что к нам сейчас пришел человек в зеленой рубашке", - сказал через переводчика Шредер, похлопывая по плечу явно озадаченного Павловского. "А вот у меня галстук красного цвета", - успокоил Шредера Дмитрий Медведев.

Вслед за встречей Медведева и Шредера в "Президент-отеле" состоялся "круглый стол", во время которого бывший немецкий канцлер вместе с российскими политологами, депутатами Госдумы и журналистами обсудил отдельные главы своей книги.

Виновник торжества немалую часть своего выступления посвятил России, в очередной раз подтвердив имидж активного "защитника" нашей страны. "Я Россию хорошо знаю и люблю", - не без гордости заявил он. Хотя тот факт, что бывший канцлер усыновил двух воспитанников одного из детских домов Санкт-Петербурга, говорит красноречивее всяких слов.

По мнению Шредера, отношение Запада к России основано на устаревших стереотипах и по большей части несправедливо. "В 1999 году Путин провел реформы, которые привели Россию к стабильному экономическому росту. Все больше людей приобретает доверие к своей стране. Никто не спорит, что Россия сейчас лишь в самом начале сложного пути. Но где бы она была сегодня, если бы хаос 90-х годов продолжился?" - сказал он.

Шредер напомнил о необходимости углублять сотрудничество между Берлином и Москвой, поскольку "сейчас у нас есть уникальная возможность для создания стратегического партнерства". По его словам, нынешний министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер придерживается в отношениях с нашей страной абсолютно правильного принципа - "сближение путем переплетения". Зато руководству США и Евросоюза от Шредера досталось немало упреков.

"Попытка Вашингтона установить систему ПРО в Восточной Европе политически опасна. Я расцениваю ее как вызов, который может привести к доселе невиданной, глобальной гонке вооружений", - убежден бывший канцлер.

Что касается позиции Евросоюза по ПРО, то здесь Шредер фактически обвинил Брюссель в политике "двойных стандартов": "Когда речь идет о проблеме "польского мяса", мы говорим: это не проблема Польши, это проблема ЕС. Но как только разговор касается размещения противоракетных установок, мы повторяем: это не проблема ЕС, это внутреннее дело Чехии и Польши. Так быть не должно".

Тема взаимоотношений России и Евросоюза явно задела присутствующих за живое. Президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов, который выступал вслед за Шредером, произнес афоризм, вызвавший весьма эмоциональную реакцию. "На Востоке говорят: караван не может идти быстрее, чем движется самый медленный из его верблюдов. В ЕС в последнее время появилось несколько верблюдов, которые движутся очень медленно, а некоторые даже идут в обратную сторону", - заявил политолог. Он добавил, что в те годы, когда Шредер занимал пост канцлера Германии, отношения Москвы и Брюсселя были не в пример более содержательными.

Видимо, ностальгия по этим временам и вынудила одного из присутствующих спросить бывшего немецкого лидера о том, не намерен ли он вернуться в большую политику. Последовал ответ, который поклонников харизматичного экс-канцлера несколько разочаровал. "Для меня "оперативная" политика закончилась. Мне 63 года. Я придерживаюсь старого боксерского правила - никогда не возвращаться на ринг", - с улыбкой пояснил Шредер.