14.09.2007 01:00
    Поделиться

    Станислав Говорухин: Как я и предсказывал, моя "Артистка" провалилась

    Чтобы поговорить о фильме "Артистка", специально прихожу к Станиславу Сергеевичу Говорухину в Думу. Здесь он не столько известный режиссер, сколько серьезный государственный деятель - подписывает бумаги, разбирает дела….

    Российская газета: Станислав Сергеевич, в "РГ" вышла ваша беседа с Валерием Кичиным в преддверии фильма, который тогда еще никто не видел. А сейчас уже фильм в прокате.

    Станислав Говорухин: А вы видели?

    РГ: Конечно. Специально пошла и посмотрела. У меня первое впечатление от нашей сегодняшней встречи - не вяжется облик серьезного депутата с моими представлениями о человеке, который мог снять такой легкий фильм. Это для вас было как отдых души?

    Говорухин: Почему не вяжется?

    РГ: Потому что фильм безоблачный, ироничный…

    Говорухин: А все юмористы в жизни веселые люди? Вы Чарли Чаплина когда-нибудь видели улыбающимся? В кино он никогда не улыбался. А Михаил Михайлович Зощенко? Он был очень мрачный человек.

    РГ: Но речь сейчас идет не о внешнем мрачном облике, а о роде деятельности. Все-таки ответственность, политика…

    Говорухин: Я же снимал фильмы, не только когда политикой занимался: и "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо", и "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна" и "В поисках капитана Гранта", и "Пираты ХХ века" по моему сценарию были сняты. А "Вертикаль", это тяжелый фильм? Романтическая поэма о горах.

    РГ: Однако сейчас на работе вы так серьезны.

    Говорухин: И на работе не серьезный, и вообще никогда не был серьезным.

    РГ: Станислав Сергеевич, вы говорили в интервью, что боитесь за судьбу фильма. Но вот он - в прокате. Только что получил главный приз на фестивале "Московская премьера". Вы довольны?

    Говорухин: Нет, конечно. Я в этих вопросах не ошибаюсь. Я давно работаю в кино, знаю конъюнктуру, знаю и своего зрителя, и того, который сидит в кинотеатрах. Как я и предсказывал, фильм провалился.

    Прежде всего, моя публика о нем не узнала, потому что нет никакой рекламы. Была только в Москве реклама и только благодаря прокатной организации "Гемини фильм". Есть такая с очень хорошей репутацией. Так вот, они заставили фильм пролежать десять месяцев. Он был готов еще в декабре. Зато пообещали, мол, мы его так раскрутим, рекламу сделаем по всей стране, премьеры - тоже: от Дальнего Востока до Балтийского моря…. Для этого нужно время. А мы его с таким же успехом могли бы выпустить в марте.

    Ни в одном городе, даже в таком как наша северная столица, ни одной афишки не было. О том, что фильм "Артистка" вышел на экраны. Поэтому моя публика не пошла - она просто не знала о существовании этого фильма. Она только начинает узнавать. Вот вы, когда смотрели, в зале сколько было человек?

    РГ: Я была в субботу вечером, в "Киноцентре". В зале было человек 10…

    Говорухин: В "Киноцентре" было 10 человек…

    РГ: Но они очень хорошо принимали фильм. Была такая живая реакция.

    Говорухин: Это другой разговор. Вот вам и ответ.

    РГ: Но вы, как профессионал, который не первый день работает в кино, почему пошли на поводу у прокатной организации?

    Говорухин: У этой фирмы очень хорошая репутация. А на самом деле она нас просто подвела. Они все подсчитали, поняли, что тинейджеры фильм смотреть не будут, а для того, чтобы затащить в зал серьезную публику, нужны серьезные вложения в рекламу. И поэтому ничего не делали.

    РГ: Мне кажется, что если бы даже артисты во всех театрах России сходили на этот фильм, уже были бы хорошие результаты проката.

    Говорухин: Вы были в субботу вечером? Вместе с тем эта картина получила Гран-при "Московской премьеры". Это - зрительский приз. Но это приз не тех зрителей, которые сидят в кинотеатрах, а тех, которые перестали в них ходить. Перед этим на одном из самых престижных наших фестивалей в Выборге "Окно в Европу" моя картина получила Гран-при, который тоже присудили зрители. Видите, какая это зрительская картина!

    Вот она пройдет и получится та же история, что с фильмом "Благословите женщину". Я помню, как показывал его через три месяца после того, как он уже прошел в прокате, в переполненном зале Дома актера. Восторженный прием, разумеется! И первый вопрос после фильма "А когда фильм выйдет на экран?".

    Я хочу, чтобы вы об этой ситуации обязательно написали. Что это безобразие. На них надо в суд подавать. Хотя я не буду этого делать - совершенно бессмысленная трата денег и нервов. Никак ничего не докажешь. Там же нет обязательств.

    РГ: Вы искренне мне сейчас говорите, мол, фильм провалился, как вы и предсказывали? Но имеете в виду, что фильм провалился в прокате, хотя, по гамбургскому счету, вы знаете, что он все-таки получился.

    Говорухин: Конечно. Этот фильм я заставлю посмотреть каждого жителя России по два-три раза. Но, к сожалению, на экране телевизора. Такая же судьба была у "Ворошиловского стрелка". Еще хуже. Но его же в итоге видели все. Такая судьба была у фильма "Благословите женщину". Во всяком случае, нет ни одной женщины, которая не видела бы эту картину. А многие смотрели по два раза.

    Такая же судьба у моего фильма "Не хлебом единым". Два раза он прошел по Первому каналу, и еще много раз будет идти. В итоге все посмотрят.

    РГ: А как вы к критике отнеслись? Я посмотрела рецензии: фильм критиковали.

    Говорухин: Точно так же отнесся - абсолютно предсказуемая ситуация. Просто сейчас ведь и критики пошли молодые. Та публика, которая сидит в кинотеатре, эти дебилы, проще говоря, они уже и критики. Они уже и кино снимают как режиссеры. Все перепуталось. Общий тон этих рецензий: для отстоя и для пожилых дамочек - это хорошее кино, а для продвинутой публики там не хватает многого…

    Получается, что отстой - это те люди, которые учились в нормальной школе, получили достойное образование, были воспитаны на книгах. А те, кто не прочел ни одной книжки или те, кому по возрасту рано что-то понимать в жизни - это публика продвинутая. Так вот фильм - не для нее. И никак их убедить нельзя, что два фестиваля - зрительских, настоящих, с действительно продвинутой, выражаясь на сленге, публикой, оценили эту картину как лучшую из всего представленного.

    Причем, такой критик сидит на фестивале в переполненном зале, который смеется не переставая. Большой зал, вмещающий полторы тысячи людей. А потом критик пишет рецензию, что для продвинутой публики это не смешно. Это - для старичков.

    РГ: Что касается телевидения, "Артистка" будет показан…

    Говорухин: …на Первом канале.

    РГ: Станислав Сергеевич, когда мэтр, делает какую-то новую работу, вот как Никита Михалков, например (у Говорухина на столе - журнал, где на обложке Никита Сергеевич - С.А.), есть ли какое-то особое чувство ответственности, понимание того, что каждый фильм будут ждать, разбирать по косточкам, или мысли об этом не приходят в голову?

    Говорухин: Я критиков в расчет не беру, потому что то, что я читал обо всех своих фильмах, начиная с "Ворошиловского стрелка"… Про него писали, что это вообще не кино, что это - не режиссер. Я снимаю для своего зрителя. Хочу доставить ему радость, удовольствие.

    РГ: То есть вы не задумываетесь о том, что ваш зритель от вас ждет чего-то определенного?

    Говорухин: Он ждет от меня моих картин.

    РГ: А вы сами? Ведь есть те, кого вы сегодня считаете мэтрами. Вы присматриваетесь к их новым работам? Как оцениваете их?

    Говорухин: Я ни от кого ничего не ожидаю. Сегодня кино разделилось на две ветви, два направления. Одни работают на кинозал, дурачков. И глупеют. И американское кино, и российское глупеет. Потому что оно же - коммерческое. Оно должно удовлетворять вкусы потребителя. А потребителя вы видели? Сидит с поп-корном, посылает SMS во время фильма, разговаривает по телефону, выходит из зала за пивом. Потребителю надо, чтобы что-то двигалось. Так что одни работают на потребителя, а другие (показывает на фото Михалкова) - на Венецию, на Канны, на Берлин и прочее.

    РГ: Порадовались за Михалкова? За приз, который он получил в Венеции?

    Говорухин: Порадовался. Но надо посмотреть фильм "12". Я в жизни нечего не делал для кинофестивалей. И я там никому не нужен, и они мне. Там совсем другое кино.

    РГ: Вернемся к "Артистке". Почему вы взялись за тему своего цеха - театрального, кинематографического. Обычно режиссеры стараются ее избежать.

    Говорухин: Да почему? Я берусь за разные темы.

    РГ: Но было что-то такое, о чем хотелось сказать?

    Говорухин: Никаких таких глубоких поползновений не было. Каждый раз у меня новые темы, новый жанр. В данном случае я снимал комедию. Хотелось доставить удовольствие людям. Своим зрителям, повторяю. Тем, кто читает книжки, грубо говоря, Советскому зрителю.

     РГ: У нас в редакции ходит журналист в футболке с надписью "Я читаю книги".

    Говорухин: Но даже такие читают одно и то же - джентльменский набор: Пелевин, Акунин, Мураками, Коэльо и еще десяток авторов. Это - их книги. Если ты не прочел, то ты не из тусовки. Они же не читают "Отцы и дети" Тургенева или "Вешние воды".

     РГ: Есть и такие, кто читают.

    Говорухи: Нет правил без исключения.

    РГ: Почему на главные роли в фильме "Артистка" вы выбрали именно Евгению Добровольскую и Марию Аронову?

    Говорухин: Откуда я знаю? Мог выбрать другую, не Добровольскую. Если бы она была занята, была бы другая актриса. Мало ли актрис хороших.

    РГ: Просто Добровольская с Ароновой похожи, как мать и дочь. И так они подходят друг другу, что создается впечатление, что вы специально их подбирали.

    Говорухин: Картина снималась 25 дней. Вся подготовка длилась полгода. Была бы занята Добровольская, играла бы Иванова. Была бы занята Аронова, играла бы Петрова.

    РГ: Актер, который играл Викентия - Юрий Степанов, где его нашли?

    Говорухин: Он известный, играл очень много, это школа Петра Фоменко. Сыграл в "Штрафбате". "Гражданин начальник" видели? Он там тоже играет. В "Артистке" - все звезды. Именно потому, что картина делалась быстро и дешево.

    РГ: Было такое, что они своей игрой ломали то, что вы хотели сделать?

    Говорухин: Нет, у меня этого не бывает. Как можно сломать? Я жесткий режиссер. Я позволяю любые импровизации, но…

    РГ: То есть импровизации все-таки были..

    Говорухин: Ну а как же? Как же можно без импровизаций? Но все строго под управлением. Тройка же не может бежать в разные стороны. Ею управляет кучер, вожжи есть для этого.

    РГ: Хочется про Абдулова спросить…

    Говорухин: Слава Богу, он вам в фильме понравился…

    РГ: Понравился. Особенно в конце, в той сцене, где героиня Добровольской ему, наконец-то, благодарна.

    Говорухин: (хитро улыбается в усы).

    РГ: Станислав Сергеевич, все ваши фильмы - они очень не похожи один на другой. По ним не скажешь, что их снимал один человек. Как так получается? Это вы такой разный или на вас так влияют люди, с которыми вы работаете?

    Говорухин: Это все зависит от личности. Я - такой персонаж. Мне хочется каждый раз чего-то другого. Разнообразия хочется. И, конечно, если предложение тех, с кем я работаю, не противоречит моему представлению о фильме, я использую его. И актеров, или даже помрежа. Кого угодно!

    РГ: Что вы сейчас снимаете?

    Говорухин: Морской фильм по мотивам рассказов Константина Станюковича. "Пассажирка" называется.

    РГ: "Артистка", "Пассажирка"… Опять женский персонаж в центре внимания.

    Говорухин: Да, опять в центре женщина.

    РГ: Повышенный интерес к женщинам в свете их профессии?

    Говорухин: Можно и так. Фильм о женщине, но и не только о ней. О русском флоте, о моряках.

    РГ: Кто там играет?

    Говорухин: Там как раз будут актерские открытия, потому что там много молодежи. Из известных артистов там Сергей Никоненко, Витя Сухоруков, Ирина Пегова - она опять же из театра Фоменко, Марат Башаров. А снимать будем в Атлантическом океане.

    Фильмы Станислава Говорухина

    "Вертикаль" 1967 г.

    "День ангела" 1968 г.

    "Белый взрыв" 1969 г.

    "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" 1972 г.

    "Место встречи изменить нельзя" 1979 г.

    "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна" 1981 г.

    "В поисках капитана Гранта" 1986 г.

    "Десять негритят" 1987 г.

    "Брызги шампанского" 1989 г.

    "Так жить нельзя" 1990 г.

    "Россия, которую мы потеряли" 1992 г.

    "Александр Солженицын" 1992 г.

    "Час негодяев" 1993 г.

    "Великая криминальная революция" 1993 г.

    "Ворошиловский стрелок" 1998 г.

    "Благословите женщину" 2003 г.

    "Не хлебом единым" 2005 г.

    Поделиться