На каждые 5 рублей, вложенных в ремонт собственниками, государство через фонд обещает добавить 95. Как получить эти деньги, объясняет один из авторов закона, директор департамента территориального развития минэкономразвития Ремир Мукумов.
Российская газета : По закону собственники жилья оплачивают "не менее 5 процентов" стоимости капремонта. Может ли муниципалитет "заставить" платить больше, если, допустим, ремонт оказался дороже, чем планировалось?
Ремир Мукумов : Решение о софинансировании со стороны жителей - это принципиально важно. Во-первых, это повысит их ответственность к расходованию бюджетных средств. И, во-вторых, не даст раздуть смету.
Что касается вопроса о муниципалитете, никто не может заставить людей платить больше, но сами они могут принять такое решение, если, к примеру, захотят провести более качественный, дорогой ремонт.
И еще один важный момент. Было решено позволить товариществам собственников жилья и управляющим компаниям самим выбирать подрядчика. Потому что если вы сами принимаете решение, какой объем работ производить в доме, то вы сами должны отвечать и своими деньгами, и бюджетными, которые перечисляются муниципалитетом.
РГ : Но в законе прописано, что сначала происходит принципиальное решение о выделении денег для ремонта того или иного дома, и только потом уже под эту сумму формируется смета. Люди, выходит, должны ориентироваться не на реальные нужды, а "по одежке протягивать ножки", "вписывая" ремонт в выделенную сумму?
Мукумов : Не согласен. Движение должно быть с обеих сторон. Потому что да, действительно определяется некая сумма, которая направляется на муниципалитет и потом распределяется по домам. Но, с другой стороны, жители сами определяют, какие работы им нужны и в каких объемах, причем исходя из собственных возможностей и из того, что им придется заплатить не менее пяти процентов сметной стоимости. При этом они ориентируются на перечень видов ремонтных работ, приведенный в федеральном законе.
РГ : Но к этому моменту они уже знают, сколько денег им дают?
Мукумов : Они могут выбрать выделенный им лимит полностью. А могут сказать: у нас нет денег на софинансирование полного объема ремонта, поэтому будем делать самое главное, например, менять лифт.
РГ : А остальное?
Мукумов : Но ведь никто не говорит, что необходимо весь капремонт успеть в течение года. Программа долгосрочная. Работает до 2012 года. И поэтому можно все потребности разложить на четыре-пять лет.
РГ : То есть один и тот же дом может подавать несколько заявок и решать проблему последовательно?
Мукумов : ТСЖ может подать заявку в муниципалитет сразу на четыре года, и финансирование будет открыто на четыре года вперед.
РГ : Допустим, на мой дом досталось 100 тысяч рублей. Жители собрали свои 5 тысяч. Куда мы эти 5 тысяч деваем?
Мукумов : В общей массе у вас теперь 105 тысяч. Свою долю можно внести на тот же счет, и, определив объем работ и договорившись с подрядчиком об оплате на общую сумму в 105 тысяч рублей, можно начинать ремонт.
РГ : Как муниципалитет будет контролировать расходование полученных жителями денег?
Мукумов : Во-первых, акты приемки работ должны согласовываться в органе местного самоуправления. Допустим, из документов ясно, что софинансирования собственники не производили, или деньги потрачены на другие виды работы, не предусмотренные в законе, или работы стоят дороже, чем по нормативу, определенному субъектом РФ. Во всех этих случаях муниципалитет обязан приостановить финансирование и потребовать софинансирования. То есть для получения очередной порции средств нужно будет целиком и полностью отчитаться за предыдущий этап.
РГ : Есть два дома: один с более богатыми собственниками, другой - с более бедными. В обоих домах течет крыша. Одни решают вопрос по минимуму: мягкая кровля, рубероид. Другие заказывают новую дорогую. И в том, и в другом случае бюджет дает 95 процентов денег, и получается, что дом с более богатыми жильцами "урывает" из бюджета больше...
Мукумов : Здесь есть предел. Норматив стоимости, который устанавливает субъект РФ по каждому из видов работ. Его превышать нельзя. Если вы хотите использовать более качественные и дорогие материалы - пожалуйста. Но за счет собственных средств. А "бедные", если следовать вашему примеру, могут и не достигнуть этого потолка, исходя из своих возможностей сооплаты.
Но должен сказать, что сейчас задача стоит и есть соответствующее поручение президента о том, чтобы включить расходы на капитальный ремонт в состав субсидируемых услуг при оплате жилья и коммуналки. Это о чем говорит? Те люди, которые не имеют денег даже на 5 процентов софинансирования, смогут обратиться в муниципалитет или в субъект РФ с 1 января 2008 года и получить субсидию на эту сумму. То есть они будут тратить на оплату жилья и коммунальных услуг, а также капремонт не более 22 процентов своих доходов. А все остальное сверх этой планки оплатит за них государство.
РГ : В перечень работ включена установка счетчиков, узлов управления. Можно утеплить фасады, залатать крышу, провести другие энергосберегающие работы и в дальнейшем "отбить" те средства, которые были вложены в ремонт, просто за счет уменьшения эксплуатационных расходов...
Мукумов : И, соответственно, плата за жилищно-коммунальные услуги тоже может быть уменьшена...
РГ : А почему такие важные виды работ, как укрепление несущих конструкций, укрепление фундамента, не вошли в этот перечень?
Мукумов : Это сделано сознательно. Потому что если есть вопросы по укреплению несущей конструкции или фундамента дома, то он уже подпадает под категорию аварийного. А в таких случаях схема финансирования несколько иная: можно привлекать не только ресурсы федерального бюджета, но и ресурсы инвесторов, которым интересен земельный участок под аварийным домом.
Здесь четко нужно прописать программу на уровне муниципалитетов регионов: где, какие аварийные дома будут сноситься за счет инвесторов и какие - за счет муниципалитетов либо субъектов РФ; где, какие дома будут сноситься с помощью федеральной поддержки.
РГ : Что в дальнейшем? Программа рассчитана на срок до 2012 года. Но состояние жилого фонда и объемы работ таковы, что вполне можно допустить, что выделенных 240 млрд. не хватит... Возможно ли "продолжение банкета"?
Мукумов : Во-первых, давайте зафиксируем, что фонд должен прекратить свое существование в 2012 году, это определено законом.
Второе, действительно 240 млрд. рублей ни в какое сравнение не идут с другими экспертными оценками, где звучат триллионы.
Тем не менее считаю, что этих денег все-таки хватит. Почему? Потому что люди самостоятельно будут определять набор необходимых работ. Кроме того, эти работы по определению будут дешевле, чем если бы они проводились исключительно за счет бюджета.
И, третье, будет сформирован механизм для проведения ремонта в дальнейшем. Уже не за счет муниципалитетов, не за счет субъекта. Средства должны будут направлять сами жильцы, чтобы поддерживать дом в том состоянии, которое будет достигнуто в результате разового, но мощного вливания средств.
Давайте понаблюдаем, как будет работать закон год, два. Называемые экспертами триллионы - это не более чем оценочные цифры. А 240 миллиардов реально выделены президентом.
Справка "РГ"
Сантехника вызывали?
Качество коммунальных услуг стало лучше. За два последних года уровень удовлетворенности россиян качеством жилищно-коммунальных услуг значительно возрос.
Таковы результаты опроса ВЦИОМ, проведенного летом 2007 года.
Если два года назад ругали "коммуналку" на чем свет стоит двое из каждых трех жителей (64% опрошенных), то теперь доля недовольных снизилась до 43%. Заявили, что услуги их устраивают, уже более половины жителей. По оценкам респондентов, наиболее стабильно из всех коммунальных предприятий работают газовщики. Большинство жителей (68%) на перебои с газом не жалуются вообще, 1-2 раза в год с отключениями сталкиваются 14% населения. Значительно хуже обстоят дела с электроснабжением. Не отключают свет только у 39% опрошенных (см. табл.) Наконец, самая проблемная сфера - водоснабжение. Здесь треть респондентов отметила, что воду у них отключают ежемесячно и чаще.