Из Челябинского театра оперы и балета бегут артисты

Второй сезон подряд Челябинский театр оперы и балета имени Глинки начинает со скандала. В прошлом году бастовал оркестр, сейчас массово увольняется балетная труппа. В театре не осталось кордебалета: при таких условиях впору прощаться с "Лебединым озером", "Щелкунчиком" и "Дон Кихотом" - именно эти спектакли приносили театру успех и кассу.

Вообще то балетные артисты уезжают на зарубежные гастроли каждый год - на заработки. Используя честно наработанные личные связи, узнают, какая из московских или питерских трупп едет на гастроли за границу и пытаются к ним примкнуть. Даже если здесь танцуют ведущие партии, а там предлагают роли второго плана - деньги решают все.

- Если бы нам платили достойно, - говорит ведущий солист театра Александр Цвариани, - мы бы никуда не поехали. Последнюю зарплату я получил в июле: 12 тысяч рублей. Для сравнения, в пермском театре даже кордебалет получает больше - около 15 тысяч. А артист моего ранга - 50 тысяч.

Однако по сравнению с местным кордебалетом Цвариани - почти олигарх. "Зарплата падает с каждым месяцем", - жалуются все балетные. Некоторым артистам кордебалета отпускных насчитали всего на три тысячи рублей с копейками. Ведущая солистка театра Елена Воробьева - чудесная Джульетта и жена Гойи Хосефа из последних премьер - стала получать меньше, чем в 2005 году, когда и категория у нее была ниже. Поэтому Цвариани, Воробьева и еще 28 артистов балета не просто уезжают на заработки в разгар осенних гастролей. Они подали заявление и уволились, сделали ручкой любимому театру.

Раньше балетные выезжали на подобные гастроли без особых проблем: брали отпуск без содержания. По два три человека или почти всей труппой - когда о гастролях договаривалось руководство театра и заранее планировался репертуар под оставшихся танцовщиков. Но нынче в театре - нештатная ситуация: по словам художественного руководителя Дениса Северинова, в балетной труппе остается 20-25 человек.

- Под Рождество многие российские труппы выезжают на "сенокос", - комментирует ситуацию Денис Северинов, - везде нужны "щелкунчики" и "лебединые озера". Но сейчас вся труппа врассыпную: артисты уезжают в разные страны, кто куда. А у нас в октябре начинается региональный фестиваль "Сцена", на который приглашены московские критики, специально для того, чтобы отсмотреть наши балеты. Поэтому у руководства театра жесткая позиция: сейчас мы не можем никого отпустить! В другое время - пожалуйста!

Кстати, в октябре Александр Цвариани уже будет кататься с гастрольным туром по всей Америке, чтобы действительно танцевать "Щелкунчика". Но в Челябинском оперном "Щелкунчика", вероятно, снимут с афиши - так же, как "Лебединое озеро" и "Дон Кихота" - без кордебалета эти масштабные спектакли не поставить.

Есть целый клубок проблем, которые в глазах артистов балета переходят в категорию вечных: низкие зарплаты, отсутствие нормального жилья, невнятная политика руководства театра. В феврале 2007 года Петр Сумин принял решение построить в Челябинске жилой дом для творческих работников театра оперы и балета имени Глинки на 80-100 квартир. Артисты и музыканты, проработавшие в театре более 10 лет, получат право приватизировать жилье, сообщала тогда пресс служба губернатора. Но обещанный дом не только не построен - власти даже не нашли место под его строительство. Театр пока сам оплачивает съемные квартиры своих артистов. Но этих квартирно театральных денег слишком мало: кто то вынужден переезжать в общежитие, кто то платит за жилье из своего кармана. Александр Цвариани, к слову, заслуженный артист России, все 15 лет работы в театре живет на съемной квартире. Из 12 тысяч рублей с последней зарплаты 10 тысяч он отдал за квартиру.

Именно "не очень хорошая финансовая ситуация" и спровоцировала массовый исход балетных из театра. Вернувшись после отпусков, они обнаружили на своих счетах подозрительно небольшие суммы. А тут еще ультиматум от Северинова: хотите за деньгами на гастроли - только через увольнение! Контракты на антрепризные спектакли по всему миру были уже подписаны, документы отправлены - люди не долго думая подписали заявление. Восемнадцать человек уже уехали, и никто не скажет, кто из них вернется.

- Нас здесь никто не держит, - признается Цвариани. - Нам сказали буквально следующее: не нравится - ищите другое место. Я уезжаю на два месяца - у меня здесь семья, мне есть что терять и куда возвращаться. А девчонкам из кордебалета, им какая разница, в каком общежитии жить - в челябинском или московском?!

Возмущенная балетная труппа задается еще десятком таких - животрепещущих, но риторических - вопросов. Почему большинство молодых танцовщиков, приезжающих к нам из училищ, через два три года разъезжаются: в Москву, в Москву! Почему солидный репертуар театра строится практически на двух-трех балетах, а остальные ставятся на сцене раз в год? Почему, наконец, в театре нет нормальной столовой? Артистам балета в таких условиях, естественно, не хочется ни жить, ни работать.

- Говорить о том, что ситуацию спровоцировали проблемы с жильем или зарплатой, - считает Денис Северинов, худрук театра, - не совсем корректно. Заработная плата балетного артиста зависит от того, сколько он в месяц "натанцевал", от количества станцованных партий. В этом году мы рано закрыли сезон, летом было всего около пяти спектаклей - естественно, что зарплата у всех стала ниже.

Поэтому, по словам хурдука, от балетной труппы требуется только "немного подождать". С 1 января 2008 года почти в два раза увеличивается финансирование по губернаторскому гранту, которым театр сегодня и кормится. Это будет означать автоматическое повышение зарплаты если не для всей труппы, то ведущим солистам - точно. И в конце концов построят же когда нибудь дом для оперного театра, самого большого театра области!

Сегодня руководство оперного театра ломает голову: что делать? Для двух десятков танцовщиков можно поставить только камерный балет - такие спектакли театру не выгодны. Денис Северинов разрабатывает план действий по привлечению в челябинский театр десятков выпускников хореографических училищ. Что бы им предложить заманчивое?

Комментарий

Лариса Барыкина, музыкальный и театральный критик, эксперт национальной театральной премии "Золотая маска":

- Мне неизвестны доподлинно все причины случившегося, но, к сожалению, ситуация в Челябинском театре оперы и балета не единичная. Балетные труппы в российских театрах не укомплектованы. Пару лет назад из Екатеринбургского оперного тоже уехала большая часть балета - в Испанию, танцевать где то в парках и садах. Главная причина - низкая заработная плата. И если у артистов драматических театров есть возможность подработать: на телевидении, на радио, ведущими праздников, - то куда идти балетным? Где еще они могут танцевать свои классические партии? Ситуация осложняется еще и тем, что в Челябинске, как и в Екатеринбурге, нет своего хореографического училища: танцовщиков приходится приглашать и обеспечивать их жильем. И наверняка не все согласятся всю жизнь жить в общежитии.

Кстати

На аппаратном совещании губернатор Челябинской области Петр Сумин поручил своим подчиненным урегулировать конфликт в оперном театре. "Почему ситуация вышла из-под контроля? Где были директор театра и министр культуры в тот момент, когда конфликт еще только разгорался?" - гневно вопрошал губернатор. Вразумительного ответа подчиненные так и не дали. Глава региона ждет ответа, почему задерживается строительство жилого дома для коллектива театра. Также губернатор поручил найти такого руководителя балетной труппы, кандидатура которого устроила бы весь коллектив. Завтра должно состояться совещание с участием первого вице-губернатора Андрея Косилова и министра культуры Владимира Макарова, где будут обсуждаться причины массового увольнения артистов.