Накануне своего 90-летия Юрий Любимов получил 700-страничную историю Таганки

Поводом к вечеру памяти явилась действительно замечательная книга Евгении Абелюк и Елены Леенсон "Таганка: личное дело одного театра", только что вышедшая в издательстве "Новое литературное обозрение".

Соответственно вела вечер самый обаятельный издатель Москвы Ирина Прохорова.

Хотя задумывалось все несколько иначе. Вечер, посвященный выходу книги, должен был "режиссировать" прямо из зрительского зала ее главный герой - Юрий Любимов, чей

90-летний юбилей мы будем отмечать 30 сентября. Но по причине недомогания и ввиду предстоящих юбилейных сует мастер на вечер не приехал. В результате событие получилось странное, но по-своему тоже довольно симпатичное: в реально действующем театре, где на тридцатое же сентября запланирована премьера "Горе от ума" (под тройным названием "Горе уму - Горе от ума - Горе ума") в режиссуре самого Любимого, разные достойные люди предавались ностальгическим воспоминаниям об этом театре.

Многократно увеличенный макет книги с портретом Любимова на обложке стоял на сцене, усиливая впечатление "отсутствия". Слова "был", "была", "было" звучали слишком часто. Страстный поклонник Таганки историк и телеведущий Николай Сванидзе рассказывал, как он пришел в театр с девушкой и бескозырка, брошенная в зал со сцены (вероятно, речь шла о спектакле "Десять дней, которые потрясли мир"), упала на колени любимой. Леонид Ярмольник делился впечатлениями от общения с Любимовым и его труппой, куда он был принят после театрального училища и где не сыграл ни одной серьезной роли, но при этом получил грандиозную школу актерского мастерства. Литературовед Юрий Манн с юмором повествовал о том, как пытался спасти от чиновников сцену в спектакле "Ревизская сказка", где Чичиков с Костанжогло дуэтом поют: "Поле, русское поле! Я твой тонкий колосок!" - и как чиновники, не будь дураками, заменили эту песню на нечто менее патриотическое.

Ансамбль Дмитрия Покровского замечательно спел-напомнил песню, которую исполнял в спектакле "Борис Годунов" (Леонид Ярмольник подчеркнул, что Покровского рекомендовал Любимову Альфред Шнитке).

В этой ностальгической атмосфере при почти полном зале было приятно листать почти 700-страничную книгу, которую продавали в фойе по удивительно низкой цене - 150 рублей. Книга, повторяем, действительно замечательная и уникальная - первая объективная история Таганки с массой фотографий и документов. Кто-то прочтет ее как "памятник" легендарному театру Любимова, а кто-то - как "следственное дело", по которому можно вынести самые разные вердикты. Например, понять, что Таганка была феноменом не хрущевской "оттепели", а брежневского "застоя". Что создавалась она именно как "политический театр", призванный оживить дряхлевшую коммунистическую идеологию, придать ей театральный "шарм", и до поры до времени весьма эффективно выполнявший эту поставленную перед ним задачу. Другое дело, что Любимову удалось вывести театр на иную орбиту, превратив его из агитационного театра в центр притяжения свободомыслящей интеллигенции. Театр обманул власть, но и власть порой была обманываться рада. Советские чиновники ведь тоже были люди, и тоже своего рода "театралы".

Так или иначе, но и вечер удался, и книгу мы имеем отличную. История Таганки, нашей старой доброй Таганки, завершена. Театр продолжается...