Соответственно вела вечер самый обаятельный издатель Москвы Ирина Прохорова.
Хотя задумывалось все несколько иначе. Вечер, посвященный выходу книги, должен был "режиссировать" прямо из зрительского зала ее главный герой - Юрий Любимов, чей
90-летний юбилей мы будем отмечать 30 сентября. Но по причине недомогания и ввиду предстоящих юбилейных сует мастер на вечер не приехал. В результате событие получилось странное, но по-своему тоже довольно симпатичное: в реально действующем театре, где на тридцатое же сентября запланирована премьера "Горе от ума" (под тройным названием "Горе уму - Горе от ума - Горе ума") в режиссуре самого Любимого, разные достойные люди предавались ностальгическим воспоминаниям об этом театре.
Многократно увеличенный макет книги с портретом Любимова на обложке стоял на сцене, усиливая впечатление "отсутствия". Слова "был", "была", "было" звучали слишком часто. Страстный поклонник Таганки историк и телеведущий Николай Сванидзе рассказывал, как он пришел в театр с девушкой и бескозырка, брошенная в зал со сцены (вероятно, речь шла о спектакле "Десять дней, которые потрясли мир"), упала на колени любимой. Леонид Ярмольник делился впечатлениями от общения с Любимовым и его труппой, куда он был принят после театрального училища и где не сыграл ни одной серьезной роли, но при этом получил грандиозную школу актерского мастерства. Литературовед Юрий Манн с юмором повествовал о том, как пытался спасти от чиновников сцену в спектакле "Ревизская сказка", где Чичиков с Костанжогло дуэтом поют: "Поле, русское поле! Я твой тонкий колосок!" - и как чиновники, не будь дураками, заменили эту песню на нечто менее патриотическое.
Ансамбль Дмитрия Покровского замечательно спел-напомнил песню, которую исполнял в спектакле "Борис Годунов" (Леонид Ярмольник подчеркнул, что Покровского рекомендовал Любимову Альфред Шнитке).
В этой ностальгической атмосфере при почти полном зале было приятно листать почти 700-страничную книгу, которую продавали в фойе по удивительно низкой цене - 150 рублей. Книга, повторяем, действительно замечательная и уникальная - первая объективная история Таганки с массой фотографий и документов. Кто-то прочтет ее как "памятник" легендарному театру Любимова, а кто-то - как "следственное дело", по которому можно вынести самые разные вердикты. Например, понять, что Таганка была феноменом не хрущевской "оттепели", а брежневского "застоя". Что создавалась она именно как "политический театр", призванный оживить дряхлевшую коммунистическую идеологию, придать ей театральный "шарм", и до поры до времени весьма эффективно выполнявший эту поставленную перед ним задачу. Другое дело, что Любимову удалось вывести театр на иную орбиту, превратив его из агитационного театра в центр притяжения свободомыслящей интеллигенции. Театр обманул власть, но и власть порой была обманываться рада. Советские чиновники ведь тоже были люди, и тоже своего рода "театралы".
Так или иначе, но и вечер удался, и книгу мы имеем отличную. История Таганки, нашей старой доброй Таганки, завершена. Театр продолжается...