05.10.2007 00:55
Поделиться

Скандал на вернисаже в Краснодаре

Цвет творческой интеллигенции российского Юга собрался, чтобы поздравить самого известного кубанского скульптора Александра Аполлонова с 60-летием со дня рождения и юбилеем творческой деятельности. Для именитых гостей, среди которых были действительные члены Российской академии художеств, полной неожиданностью стало место проведения выставки - расположенный на окраине производственный скульптурный цех Краснодарского художественного комбината.

Персональная выставка - большое событие для художника. Его юбилейный вернисаж запланировали еще в прошлом году, а местом для нее должен был стать краевой выставочный зал изобразительных искусств, расположенный в самом центре города, - на углу улиц Красной и Орджоникидзе. И Александр решил сделать подарок краснодарцам, представив на суд публики достижения современной скульптуры Юга России. Он позвал на свою персональную выставку художников, близких ему по духу, тех, кто выбрал своим кредо принцип "быть, а не казаться". 22 скульптора из девяти регионов поддержали его идею и согласились привезти в Краснодар свои работы. Подготовка к реализации широкомасштабного творческого проекта шла полным ходом, однако в середине сентября неожиданно выяснилось, что у выставочного зала поменялись планы и места Аполлонову здесь не найдется...

- Меня буквально шокировала эта информация, - сказал Александр в беседе с корреспондентом "РГ". - Ссылки были на проведение внеплановых выставок, приуроченных к 70-летию со дня образования Краснодарского края, но верилось в это с трудом, потому что наша выставка как нельзя лучше вписывалась в эту дату. Ведь скульптура - это сама история, воплощенная в металле, камне или дереве. Некоторые из работ моих коллег к этому времени уже прибыли в Краснодар, и мы решили не менять наши планы, хотя для их реализации не нашлось другого места, кроме производственного скульптурного цеха.

Пожалуй, единственное преимущество этой необычной выставочной площадки - в ее размерах. Высоченное помещение перегораживают леса. Именно здесь когда-то стояла четырехметровая Екатерина II, а еще совсем недавно - величественная дева, что сейчас высится перед зданием морвокзала в Новороссийске. Леса отодвинули в сторону, а на освободившемся пространстве прямо на строительных досках расставили скульптуры малых форм, выполненные в разных материалах. 95 лучших работ Аполлонова и 35 - его коллег. Большинство их авторов приехали на открытие этой необычной выставки, ставшей вопреки всему событием в культурной жизни Краснодара. Народу собралось так много, что стало тесно даже в этом большом и далеко не праздничном помещении с грудами сырой глины по углам и гипсовой пылью в воздухе. Друзья пришли с букетами цветов, а коллеги с хорошими новостями: аполлоновская выставка из Краснодара вскоре отправится по городам Юга России, а заключительный вернисаж пройдет в Москве.

- В столице Дона очень ждут эту выставку, - сказал заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Сергей Олешня. - Многие знают, что решение о строительстве памятника основательнице Ростова-на-Дону императрице Елизавете Петровне принималось в Краснодаре, где у постамента памятника Екатерине Великой собрался художественный совет по Югу России. Для этой выставки в нашем городе обещаны лучшие залы. То, что происходит в столице Кубани, - нонсенс.

Председатель краевой организации Союза художников РФ Анатолий Мельников сказал, что принято решение выдвинуть Аполлонова на присуждение ему звания народного художника. "Еще 30 лет назад я услышал от него "Императрица будет", - сказал Мельников. - И памятник Екатерине II сегодня снова стоит в Краснодаре. Вот здесь он ее лепил - в пыли, в грязи".

Улицы и площади краевого центра украшают 40 работ Аполлонова. Произведения скульптора находятся в музеях Москвы, Ставрополя, Владикавказа, Майкопа, Новороссийска. Ими гордятся частные коллекционеры за рубежом. Местные власти тоже гордятся, но как-то своеобразно, приписывая в основном себе заслуги по созданию памятников, ставших визитными карточками Кубани. Поводом для такого отношения к скульптору, судя по всему, стал скандал, развернувшийся во время строительства монумента в честь императрицы Екатерины: из утвержденной сметы, как уже сообщалось, творцы получили только часть средств, а куда испарились остальные деньги, так до сих пор и не выяснено.

- У заказчика и изготовителя памятника остались неразрешенные вопросы друг к другу, - сказала руководитель департамента культуры Краснодарского края Наталья Пугачева. - Сейчас в них разбирается Арбитражный суд, куда мы обратились с иском.

По поводу открывшейся в Краснодаре персональной выставки Александра Аполлонова Наталья Пугачева сказала, что она не связывает необычное место ее проведения с этим давним конфликтом. Просто у краевого выставочного зала изобразительных искусств поменялись планы...

Комментарий

Виктор Лихоносов, писатель, лауреат Государственной премии РФ:

- Юбилей Аполлонова - знаковое событие в жизни края. Он очень многое сделал для воспевания Кубани в бронзе и граните, что, безусловно, должно быть оценено по достоинству. Мне кажется, можно было начать чествование скульптора у памятника маршалу Георгию Жукову, затем перейти к казаку, потом всем вместе пойти к подножию Великой Екатерины, а уже оттуда отправиться в наш замечательный выставочный зал, где собралась бы творческая интеллигенция города и края. Но в том, чему мы сегодня стали свидетелями, есть свой промысел. Мы увидели, в каком сиротстве творит тонкий, изящный художник, остающийся верным своей идее создать что-то настоящее для истории и культуры. Для власти, считаю, все случившееся должно стать укором.