18.10.2007 05:00
    Поделиться

    Следственный комитет будет контролировать расследование убийств пенсионерок в Екатеринбурге

    Александр Бастрыкин взял под особый контроль серийные преступления против женщин

    Для расследования уголовного дела и раскрытия серийных убийств 16 пожилых женщин в Екатеринбург направляются лучшие сыщики и криминалисты Следственного комитета при прокуратуре РФ. Об этом сообщил корреспонденту "РГ" руководитель отдела взаимодействия со СМИ Владимир Маркин.

    Находящийся в областном центре глава Следственного комитета Александр Бастрыкин провел оперативное заседание с сотрудниками местных следственных отделов и управлений. На нем он обратил особое внимание на серийные убийства местных пенсионерок. "Это дело, - подчеркнул Бастрыкин, - взято на особый контроль Следственным комитетом". Руководство ведомства считает, что для повышения качества раскрываемости особо тяжких преступлений необходимо создать "не только мощный костяк из профессионалов своего дела, но и здоровый морально-психологический климат среди работников следственных органов".

    В беседе с корреспондентом "РГ" Владимир Маркин уточнил некоторые детали этого дела.

    - Первые убийства в регионе начались в 2002 году и продолжались до прошлого года. Все они остались до сих пор нераскрытыми. С сентября этого года по инициативе главы Следственного комитета эти убийства были объединены в одно уголовное дело. Был проведен тщательный анализ хода расследования, сделаны конкретные предложения по оказанию практической помощи в раскрытии этих преступлений.

    У следствия есть определенная версия, что все убийства совершаются одним человеком, предположительно женщиной. Есть многие свидетели, по показаниям которых составлены фотороботы. И все они очень похожи. Подозреваемая на вид не старше 45 лет, ее рост 165-170 сантиметров, у нее круглое смуглое лицо и прямые темные волосы средней длины. Многие свидетели видели у нее на голове или на шее один и тот же атласный платок. Под различными предлогами она проникает в квартиры пожилых женщин и убивает их.

    Пока следователи не могут точно определить мотивы действий преступницы. В некоторых квартирах жертв были разбросаны все вещи, в других пропало что-то ценное. Однако, по данным сотрудников ГУВД области, злоумышленница забирала далеко не все ценное. Характерен почерк убийцы - все жертвы убиты тупым предметом.

    Следователи отмечают некоторые странности в поступках убийцы, свидетельствующие о том, что действует психически ненормальный человек. Например, по данным ОВД города Красноуфимска, в двух случаях - пятое и шестое убийства, при входе в квартиру на стене подъезда окурком были выведены цифры 5 и 6. Седьмая жертва была убита в доме N 7, восьмая - в доме N 8, девятую обнаружили в квартире N 9.

    В июне 2003 года сыщики задержали женщину, которая подходила под описание преступницы. Однако ее вину доказать не удалось и задержанную отпустили.

    Опытные следователи отмечают, что женщины в отличие от мужчин довольно редко совершают серийные убийства. Одно из последних громких дел, связанное с серией, совершенной женщиной, было раскрыто в апреле 2002 года. Тогда задержали так называемую "зюзинскую маньячку". Бывшая учительница физкультуры, 24-летняя Петрова нападала с ножом на мужчин. Почерк ее преступлений всегда был одинаков. Заметив одиноко сидящего на улице мужчину, Петрова подкрадывалась к нему сзади и ножом пыталась перерезать горло.

    Четыре подобных нападения произошли в районе Зюзино, два раза преступница нападала в Южном округе, недалеко от станции метро "Варшавская". Два из шести нападений, в которых она призналась, обернулись для ее жертв гибелью. Остальным удалось выжить. Возраст пострадавших от ножа Петровой очень разнится: некоторым чуть больше тридцати, другие же пенсионеры.

    На допросах в прокуратуре задержанная охотно признавалась во всех своих нападениях, с удовольствием выезжала со следователями на место преступлений, где описывала злодеяния во всех подробностях.

    Вспышки ненависти к мужчинам бывшая учительница объясняла в каждом случае по-разному: то это была обида на некогда изнасиловавшего ее парня, то воспоминания о домогательствах пожилого коллеги по работе.

    В ходе следствия выяснилось, что Петрова состоит на учете в психоневрологическом диспансере. В беседах со следователями она вела себя спокойно и казалась вполне адекватной. Но экспертиза признала ее невменяемой, и в сентябре 2003 года ее отправили на принудительное лечение.

    Поделиться