Как стать бакалавром?
1. Окончить выпускной 11-й класс в обычной школе или получить аттестат лицея, колледжа или школы-двенадцатилетки.
2. Сдать вступительные экзамены в вуз, а с 2009 года - Единый госэкзамен.
3. Отучиться в университете 4 года - для выпускников обычных школ и 3 года - для выпускников лицеев, колледжей и двенадцатилеток.
4. Успешно сдать госэкзамены в вузе.
Выпускник вуза, осиливший эти четыре пункта, получает диплом бакалавра. Дальше, словно витязю на распутье с картины Васнецова, придется выбрать: либо идти работать с полноценным дипломом о высшем образовании и квалификацией бакалавра, либо подаваться в магистры.
Как стать магистром?
1. Стать бакалавром.
2. Выбрать узкий профиль в полученной профессии.
3. Сдать экзамены и пройти конкурс, как при обычном приеме в вуз.
4. Отучиться 2 года.
Российская особенность двухуровневой системы высшего образования в том, что по сути она - трехуровневая. Закон оставляет некоторым вузам право сохранить обучение по программе подготовки специалиста. Выпускники медицинских, военных и технических вузов по-прежнему будут получать диплом с квалификацией "специалист" через 5-6 лет. Такую поправку в нелегкой, прямо скажем, борьбе отстояли ректоры профильных вузов, доказав, что российская система подготовки кадров для этих специальностей не может уложиться в 4, а то и 3 года. Перечень таких вузов устанавливается правительством.
Между тем российские студенты вовсе не намерены учиться на бакалавров. Таковые неутешительные результаты исследования, которое провела среди учащихся 11 ведущих вузов страны Высшая школа экономики. Немалая часть общества не готова к присоединению России к Болонскому процессу и видит в нем больше минусов, чем плюсов.
- Сопротивляются не только студенты, но и руководители вузов, - подчеркнул ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. - Наши профессора считают бакалавров недоучками. Более того, российская система - одна из самых закрытых в мире и вовсе не собирается раскрываться, судя по реакции ректоров. Болонский процесс предполагает открытость, а у нас, к примеру, учебные планы вывешивает на свои сайты лишь половина вузов. Не говоря уже о финансовых документах и программах отдельных курсов: эту информацию не скрывают лишь 20 процентов. Это нездоровое явление, которое нельзя объяснить никакой национальной спецификой.
Масло в огонь подливают и студенты. В результате исследования выяснилось, что 20 процентов из них вообще ничего не знают о двухуровневом образовании по схеме "бакалавр-магистр". Абсолютное большинство по-прежнему хотят учиться пять лет и окончить вуз с дипломом специалиста, 36 процентов готовы получить степень магистра. В бакалавры готовы идти лишь 5 процентов опрошенных.
Зачем нужна реформа?
Введение двухуровневой системы позволит:
повысить эффективность использования бюджетных средств;
привлечь работодателей к финансированию подготовки кадров, причем преимущественно на второй ступени - магистратуре;
без проблем продолжать учебу в любом вузе Европы российским студентам;
легче устраиваться на работу за рубежом;
решить проблему с переизбытком на рынке труда специалистов, которые не котируются и слабо представляют себе, что должен уметь современный офисный или производственный служащий.
Андрей Фурсенко,
министр образования и науки РФ:
Мы, пугаясь "атаки" Запада, недостаточно хорошо знаем свою историю. Опыт многоуровневой подготовки специалистов возник в Советском Союзе даже раньше, чем на Западе. Вспомните знаменитую физтеховскую школу, когда первые три года человека учили, давали фундаментальные знания, а затем два-три года он занимался практической работой, проводя максимум времени не в базовом институте, а в лабораториях. Это в неком смысле аналог системы "бакалавр-магистр", который появился у нас более полувека назад. Этот опыт оправдал себя: лучшие специалисты инженерного профиля, военно-промышленного комплекса готовились именно по этому принципу. Из того, что делается в других странах, естественно, надо брать только то, что нам подходит. Но при этом мы должны понимать, что готовить молодежь надо к современной жизни. Вот 20-30 лет назад у нас были другие требования к образованию. За нас все было решено. Сегодня мы должны свою жизнь организовывать сами. Человек должен опираться прежде всего на собственные силы, и учить нужно этому.
Михаил Швыдкой,
руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии:
- Для людей искусства двухуровневое образование, с моей точки зрения, не нужно. Главное достоинство нашего художественного образования - его непрерывность, возможность начинать обучение чуть ли не с пеленок. Ребенок сегодня начинает заниматься музыкой в 4-5 лет. В драматическом искусстве - похожая ситуация. Сейчас вместе с Олегом Табаковым начинаем эксперимент: преподавание актерского мастерства в 9-11-х классах обычных школ. Не нужно скрипачу, который уже отдал инструменту 10-15 лет, учиться общей специализации в бакалавриате и повышать квалификацию в магистратуре.
Но то, что сегодня художественное образование пытаются "вписать" в Болонский процесс, безусловно, важно. Потому что это система, когда к единому знаменателю приводятся дипломы вузов разных стран.
Окончив консерваторию, допустим, в Санкт-Петербурге или Ростове, можно спокойно подтвердить свой уровень знаний в Париже или в Страсбурге. Но не стоит забывать: российскому художественному образованию все-таки больше 250 лет. И когда не было еще никакого Болонского процесса, каждый пятый музыкант в заграничных оркестрах был из России. На мой взгляд, это более важный показатель, чем сертификация дипломов.
Людмила Вербицкая,
ректор Санкт-Петербургского госуниверситета:
- Переход на двухуровневую систему необходим. На некоторых наших факультетах систему подготовки "бакалавр-магистр" мы практикуем уже 12 лет. Кроме того, будет введена единая оценка знаний, система кредитов - в соответствии с требованиями конвенции. Предполагается и некоторая перестройка учебных планов, в частности соотношения лекционных и практических занятий. Каждый студент сможет реально в течение 4- или 6-летнего обучения на один семестр уехать в любой западный университет и сразу включиться там в образовательный процесс. Будут единые модули, единый набор дисциплин и единая оценка знаний.
Виктор Садовничий,
ректор МГУ им. Ломоносова:
- Для нас, конечно, важна интеграция. Но ломать свое и с головой кидаться в новое - ошибка. Болонский процесс - это общие задачи интеграции образования. К сожалению, у нас их трактуют буквально как некую "инструкцию для молодого бойца". Дело в том, что большая часть европейских студентов - эмигранты. И нужен стандарт, который осваивали бы все. Поэтому провозглашается общая политика: единый стандарт, три-четыре года обучения, диплом бакалавра... Но почему Россия должна переходить на трехлетнее высшее образование?
Альберт Владимиров,
ректор Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина:
- Бакалавров мы готовим давно, а магистров - с 1994 года. В магистратуру берем после бакалавриата со средним баллом 4,5. Даем за два года обучения тысячу академических часов. Цена этого специалиста сразу резко повышается. Но в Болонском процессе есть и кое-что, с чем мы не согласны. Радует, что в законопроекте это учтено. Есть специальности, по которым диплома бакалавра вполне достаточно. Но есть и такие, где четырех лет подготовки явно мало. России необходимо сохранить ступень "дипломированный специалист". Например для инженеров.
Игорь Федоров,
ректор МГТУ им. Баумана:
- Переход российской образовательной системы "на новые рельсы" в соответствии с Болонской конвенцией вызывает тревогу. Эта схема не подходит ни для инженерного, ни для медицинского образования. Разумнее всего было бы действовать так, как это и указано в Болонской конвенции: каждая страна сама определяет более подходящую для себя схему образования. В Бауманском сегодня есть и бакалавры, и магистры, и дипломированные специалисты. У нас широко используется так называемая "включенная схема обучения", когда студент в течение полугода-двух лет учится в вузе другой страны, например Франции. В результате ребята получают два диплома: Бауманского университета и дипломы "Эколь Централь" или "Эколь Политехник". Такая же работа у нас ведется и с Германией.