...Смута властвовала в умах и душах людей. На Москву наступали польские войска, с севера двигались шведы. "В это лихое время многое решал случай. А еще - любовь. Любовь к родине. И любовь к женщине... Ополчение Минина и Пожарского освободит страну. Так завершится Смутное время. Так начнется история новой России". И так звучит эпиграф к этому фильму, снятому по сценарию Арифа Алиева.
Съемки историко-приключенческой картины проходили на "Мосфильме" и "Беларусьфильме". В фильме сыграли Михаил Пореченков, Марат Башаров, Александр Балуев, Даниил Спиваковский. Главную отрицательную роль в картине сыграл польский актер Михаил Жебровский, известный как исполнитель главной роли в историческом полотне "Огнем и мечом".
Накануне премьеры корреспондент "Союза" встретился с режиссером фильма Владимиром Хотиненко.
- Владимир Иванович, почему у фильма такое название?
- Мы довольно рано пришли к цифровому названию. Это не магия чисел, а некое цифровое устройство мира. В истории российской мистическая составляющая очень сильная. 1612 - некий шифр, код. Мне нравится это название, кстати, у Никиты Михалкова "12", у нас - "1612". Смутное время меня заинтересовало лет двадцать пять назад. Этот период в истории Российского государства, с моей точки зрения, даже важнее, чем война 1812 года. Если в 1812 году была Отечественная война, и было ясно, кто враг, а кто друг, то Смутное время - это Гражданская война. Это - ключевой момент Российской империи.
- Каков бюджет картины и будет ли телеверсия?
- Так как не все способны пойти и посмотреть фильм в кинотеатре, будет телеверсия. Что касается бюджета, то он небольшой - 12 миллионов долларов.
- Жестоких сцен в телеверсии будет меньше?
- Да нет, я даже хочу их добавить. Само время было тогда жестокое. Впрочем, степень исторической жестокости в фильме, с моей точки зрения, вполне допустимая. Я довольно долго для себя решал этот вопрос.
- Почему в картине появляется единорог?
- Единорог мне нравится. Я думал, что это исключительно европейский персонаж, но когда занялся изучением Смутного времени, то выяснил, что в то время изображение единорога активно использовалось в России. На троне Ивана Грозного изображен единорог и лев. По поводу единорога есть своя история. Иван Грозный купил рог единорога и заплатил за него 10 тысяч золотом и рухлядью (мехами). Это огромная сумма по тем временам. Но рог единорога исчез в Смутные времена: какие-то казачки-разбойники распилили его на части и поделили. Я считаю, это очень символично. В Смутные времена сеялись какие-то судьбоносные зерна, которые мистически потом произрастали.
- Какая сторона фильма: историческая или приключенческая вас больше привлекала?
- Хочу подчеркнуть, что жанр картины - приключенческий фильм на историческую тему. Это было определено сразу. Акцент решено было сделать на зрелищности. Конечно, если бы я снимал эту картину 25 лет назад, то, наверное, снял бы в духе "Андрея Рублева". Тогда публика хотела смотреть такие фильмы. Сейчас время другое. Задача была - снять приключенческий фильм про Смутное время, которое ведь было во всех странах. Но у нас оно приняло такие масштабы, что его называют Великим Смутным временем. Для меня это очень интересный опыт. К сожалению, информация о Смутном времени противоречивая, наиболее достоверные источники для меня - воспоминания иностранцев, побывавших в России на рубеже XVI-XVII веков.
- На какую аудиторию рассчитан фильм?
- Фильм рассчитан и на молодежь, и на старшее поколение.
- Много ли открытий вы совершили, снимая фильм на историческую тему?
- Я для себя с изумлением узнал, хотя в школе учился на "отлично", что были выборы царя. И были списки претендентов, страсти, типичный, говоря современным языком, "черный пиар", обещания перед народом. Шансов стать царем у Михаила Романова, кстати, было не так уж много. В эти списки входил и Дмитрий Пожарский. Есть свидетельства, что в списках было человек двадцать семь. Здесь аллюзия с нашим временем - прямая. Я всегда знал, что эти аллюзии есть, но что в таком количестве - не ожидал.
- Как шла работа над материалом?
- Сначала изучался исторический материал, потом делались декорации, костюмы. Одно из центральных мест в картине занимает битва за Наволок. Это вымышленный город, находящийся на пути к Москве. Декорации этого города были построены под Минском. В России есть мастера, способные абсолютно точно воссоздать доспехи. Потрясающие доспехи сделаны нашими мастерами, а "крылья" за плечами поляков делались в Англии, от крыльев создавался звук и ритм, движение. Однажды на съемках в Беларуси местные девчонки, увидев доспехи польской конницы в виде крыльев за плечами, закричали: "Мама, мама, ангелы идут!" И я тут же повторил этот эпизод для фильма и вставил его в картину.
А что касается исторической достоверности фильма, то в "1612" есть несколько реальных эпизодов, сделанных с максимально точным следованием историческим первоисточникам: убийство семьи Годуновых, присяга бояр королевичу Владиславу и масленица Лжедмитрия. Для эпизода масленицы по сохранившимся описаниям специально была воссоздана крепость на колесах.
- Какая пропорция в картине между исторической правдой и вымыслом?
- Исторической правды вообще-то, с моей точки зрения, не существует - существует только исторический миф. Мифы живут гораздо дольше, чем исторические факты. Я изучил довольно много разных источников. Но у нас была задача - заинтересовать зрителей. Слишком большое количество исторических фактов могло бы просто перегрузить картину - это было бы попросту неинтересно. Мы с автором сценария и продюсерами решили, что будем делать вымышленную историю. У нас присутствуют всем известные исторические персонажи - Пожарский, Минин- но они у нас на периферии. Реальный исторический персонаж в нашей истории - Ксения Годунова, дочь Бориса Годунова. Мы собирались и смотрели, изучали лучшее, что есть в этом жанре. Смотрели "Храброе сердце", "Царство небесное", "Гладиатора". А поскольку я хотел ввести элементы фэнтези, то и "Властелина колец". Я на этой картине просто учился заново. И какими-то вещами могу похвастаться. Мы, конечно, кое-где добавили компьютерной графики, но в основном это были "живые" бои. Массовка работала с муляжами, а каскадеры - с настоящим оружием.
- Охарактеризуйте главного героя, которого играет Петр Кислов?
- В нем есть то, что будет цениться всегда, - честь, благородство.
- Как чувствует себя женщина, ради которой развязываются войны?
- Как троянская Елена.
- Тогда этот фильм сводится к любви...
- Вообще, проблема любви самая главная. Любовь выше всех государств, царств, если вы считаете любовь пустяковой проблемой, вы несчастный человек. Любовь - это самая главная проблема. Как же жить без любви - такого человека просто жалко. В телевизионной версии я предложил Пете Кислову по сюжету влюбиться в другую героиню, а он расстроился и сказал: "Нет, нет, я никогда не изменю Ксении". Если у человека была любовь, значит, его жизнь уже состоялась.
- Павел Лунгин снимает фильм про Ивана Грозного. Может, вам стоило подождать, чтобы зритель увидел историю в хронологической последовательности?
- Не знаю, как у Лунгина съемки пойдут, но я тоже не мог сидеть без работы. И когда раздался звонок от Никиты Михалкова, а я тогда занимался проектом "Тарас Бульба", который сейчас снимает Бортко, но на тот момент проект "подвис", я согласился сразу.
- Чем вызван интерес кинематографистов к истории?
- Интерес к истории - это хорошо, значит, у людей появилась возможность подумать над вопросами: кто я, откуда мои корни? Недавно я прочитал в одной книжке, как персонаж спрашивает другого: "Как ты без корешков?" Деревья без корней не стоят. И когда меня спрашивают, когда будут симптомы исправления дел в кинематографе, когда люди пойдут в кино, я отвечаю: "Когда будут жить человеческой жизнью".
- Довольны ли вы результатом?
- Для меня моя кинематографическая жизнь делится на до "1612"и после. Это совсем другое кино, конечно.