По оценкам специалистов Национального содружества бизнес-ангелов (СБАР), в ближайшее время венчурные фонды готовы будут вложить в российскую экономику примерно 43 миллиарда рублей. Правда, до 90 процентов этих инвестиций придется на государство в лице Российской венчурной компании, региональных фондов и отраслевого фонда минсвязьинформа. Доля частных (преимущественно зарубежных) венчурных фондов - еще около 5 миллиардов рублей. Оценка, кстати, довольно скромная, если учесть, что, по данным Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ), венчуристы уже сейчас управляют капиталом примерно в шесть миллиардов долларов.
Впрочем, и это уже неплохие деньги. Однако, по исследованиям той же РАВИ, венчурные фонды предпочитают вкладывать средства в компании, находящиеся на стадии развития. Ну в крайнем случае в "старт-ап". А всему этому предшествует, может быть, самый сложный период в становлении любой компании.
Ведь идею еще нужно оформить, завершить все необходимые испытания, получить патенты и сертификаты. То есть продавать еще нечего, а деньги тратить приходится. На этом уровне и останавливается внедрение большинства инноваций.
Риск - дело благородное
По западному опыту вкладывают деньги на этом рискованном этапе частные инвесторы, именуемые бизнес-ангелами. Собственными средствами рискнуть легче. Отвечать за пустые траты ни перед кем не придется, зато в случае успеха прибыль будет измеряться сотнями процентов.
В России категория бизнес-ангелов тоже существует. Например, в СБАРе, по словам председателя правления этой организации Александра Каширина, их числится около ста. Есть и примеры успешного вложения капитала в инновационные компании. Например, 300 тысяч долларов, инвестированных три года назад в фирму по производству биомедицинских препаратов группой предпринимателей, превратились в компанию с оценкой бизнеса в 3,5 миллиона.
И тем не менее, по данным СБАР, в настоящее время общие капиталовложения бизнес-ангелов в компании на посевной стадии равны всего 0,5 миллиарда рублей. Еще около 3 миллиардов добавляют государственные структуры вроде фонда Бортника или федеральной целевой программы Роснауки. А нужно, подсчитали специалисты, около 100 миллиардов.
Почему же частные инвесторы не спешат вкладывать деньги в отечественные новинки?
- Меня интересует прежде всего оценка выхода из компании, а вот ее-то практически никто из претендующих на получение инвестиций не прописывает, - горячится один из бизнес-ангелов, участвовавших в презентации проектов, устроенных недавно в Москве ассоциацией. - Из девяти услышанных нами предложений лишь раз было сказано, что предусматривается выкуп доли инвестора менеджментом. Но в этом случае, мне кажется, можно было бы просто обойтись кредитом.
Надо напомнить, что бизнес-ангелы (впрочем, как и венчурные фонды) деньги свои вкладывают не для того, чтобы извлекать из компании прибыль. Ее-то может и не быть. Важнее другое: рыночная оценка фирмы в результате ее развития и завоевания рынка должна возрасти настолько, чтобы нашелся покупатель, готовый приобрести у венчуриста его долю за деньги в 5-10 раз большие, чем были инвестированы.
По волнам фантазии
А вот этого российские ученые и изобретатели до сих пор, по всей видимости, не понимают. И продолжают готовить свои бизнес-планы так, что из них можно хорошо уяснить техническую часть вопроса, но плохо - коммерческую. По словам начальника отдела венчурного инвестирования национального содружества бизнес-ангелов Александра Комарова, соискатели инвестиций зачастую слабо представляют себе реальный рынок своей продукции, степень возможной конкуренции и объем затрат на продвижение. К примеру, в заявке указано, что аналогов подобному товару в России нет. И это верно. Однако сделать что-то похожее, при этом не нарушая патента, довольно легко. Понятно, что в случае успеха проекта конкуренты сразу же выпустят аналоги. Но изобретатель с завидным упорством продолжает не видеть угрозы.
Или другой вариант: исследования еще не завершены, а потому вероятность успеха оценить трудно. Тем не менее в бизнес-плане его автор лихо считает возможную прибыль, которая, между прочим, зачастую оказывается чуть ли не с первого года столь велика, что покрывает требуемые капвложения. Понятно, под такую фантазию даже самый что ни на есть частный инвестор денег не даст.
Так что бизнес-ангелы подтверждают тезис, высказанный на последнем венчурном форуме министром образования и науки Андреем Фурсенко: деньги на поддержку инноваций в стране есть, нет нормальных проектов.
Альянс инвесторов
И тем не менее движение бизнес-ангелов в России развивается. Недавно в Торгово-промышленной палате (ТПП) Санкт-Петербурга прошло расширенное заседание комитета по инвестиционной политике с участием руководителей предприятий, страховых компаний, банкиров и предпринимателей. В нем участвовала инициативная группа, занимающаяся подготовкой учредительного собрания союза бизнес-ангелов города. Решение об этом было принято в июле 2007 года, на полгода позже, чем в Москве.
- Система венчурного финансирования в Санкт-Петербурге уже сложилась. Последний венчурный форум показал, что есть и проекты. Не было только ассоциации бизнес-ангелов, - отметил заместитель председателя комитета ТПП СПб по инвестиционной политике Денис Басин.
Альянс петербургских бизнес-ангелов (а их на недавнем венчурном форуме присутствовало около ста) будет аккумулировать практический опыт отдельных участников. Он призван упростить поиск новых проектов и аудит бизнес-планов. С первым немножко легче. Уже сейчас на сайте ТПП СПб можно найти более 300 проектов, которые могут быть интересны участникам инвестиционного процесса. Второе - несколько сложнее. До настоящего времени в городе на Неве отсутствовала система независимых центров, где тот или иной проект мог бы быть оценен и подготовлен к презентации инвестору, зачастую не имеющему должного уровня компетенции в данном вопросе. Однако, по словам заместителя председателя комитета петербургской ТПП по инвестиционной политике Игоря Калашникова, ответственного за создание ассоциации, объединившись, бизнес-ангелы получат возможность использовать экспертные возможности ТПП, РАВИ и СБАР. Это позволит в короткий срок проводить качественную оценку инноваций.