Архиепископ Филарет спешно выехал в Москву, чтобы обсудить ситуацию с патриархом Алексием II. Ищут пути выхода из тупика и недопущения трагедии силовые структуры и власти на местах. Когда отшельники увидели на пороге землянки инакомыслящих, то замуровали вход изнутри. Пошли уже десятые сутки их добровольного заточения.
У оврага, расположенного в трех километрах от села Никольское Бековского района, постоянно несет дежурство милицейский пост. Поблизости, под толстым слоем земли находятся, по разным данным, от 29 до 37 человек. Известно, что среди них есть женщины и дети: две девочки 13 и 12 лет, а также полуторагодовалый малыш. Состояние ребятишек особенно заботит местные власти. Сотрудники правоохранительных органов, психологи и священники вели переговоры с религиозными фанатиками. Они пытались убедить их выпустить хотя бы детей, но родители категорически отказались. В случае применения силы верующие угрожают покончить собой - взорвать имеющееся у них горючее.
Эти люди называют себя приверженцами истиной церкви. Религиозные фанатики убеждены, что в мае следующего года грядет Апокалипсис и таким образом готовят себя к испытанию. Отшельники заблаговременно вырыли в ложбине оврага 15 келий, соорудили кухню, туалет. Как говорят местные жители, работы велись планомерно. Среди сектантов был бывший строитель столичного метрополитена. Поэтому устройство землянок продумано с инженерной точки зрения.
Представители общины взяли с собой в подземелье припасы: мед, зерно и керосин. Добровольные изгнанники намерены продержаться до весны. Из воздухоотвода временами идет легкий дымок. Видимо, это под землей готовят пищу. Каких-то известий из-под земли не поступает.
О ЧП в пензенской глубинке стало известно совершенно случайно. Жительница Подмосковья обратилась в районное отделение милиции в поисках матери. Пожилая женщина уехала из дома месяц назад в Бековский район, где расположен молельный дом. Его организовал местный житель, называвший себя схимонахом Максимом. В селе Никольское руководителя общины знают давно. 43-летний мужчина - уроженец здешних мест. Имеет высшее образование. Женат, воспитывает сына.
- Он совсем недавно вернулся в родные края, - рассказывает Антонина Ивашина. - Купил ветхую избу, установил на крыше крест. У его дома всегда вились чужаки. Приезжали издалека, даже из ближнего Зарубежья. Некоторые, погостив, уезжали обратно. Семь семей обосновались в заброшенных домах. Вели себя тихо, никому не мешали. Правда, детей в школу не пускали и сами ни с кем не общались. Часто ходили к роднику молиться.
К слову, глава общины в подземелье почему-то не спустился. По данным силовых структур, этот человек ранее имел трения с законом и несколько месяцев назад был выдворен с территории Белоруссии, где проводил религиозную пропаганду. Он распространял авторские книги и призывал верующих объединиться. По указанному в литературе адресу съезжались его сторонники: следователи говорят, что в пещере нет ни одного жителя Пензенской области. Среди "затворников" - граждане Белоруссии, гости из Мурманска, Ростовской области и даже с Дальнего Востока. Сейчас, по данным "РГ", руководитель общины задержан и направлен на психиатрическую экспертизу.
Местные власти намерены направить укрывшимся в землянках людям продовольствие и медикаменты. Но примут ли они помощь, сказать трудно. За оврагом, где располагается укрытие, ведется круглосуточное наблюдение.
Геннадий Кабанов, руководитель поисково-спасательной службы Пензенской области:
- Зимой выжить в пещере непросто. Температура воздуха в природном укрытии составляет около 4 градусов. Если есть постоянный источник тепла, то помещение можно прогреть до 16-18 градусов. Главное, чтобы не иссякли запасы топлива. Самое страшное в подобной изоляции - болезни. Даже эпидемия гриппа может привести к трагедии.
Олег Трошин, руководитель управления следственного комитета при прокуратуре РФ по Пензенской области:
- По данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 239 УК РФ "Создание религиозных или общественных объединений, деятельность которых сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью". Максимальная мера наказания, предусмотренная законом, составляет 3 года лишения свободы. Пока обвинение никому не предъявлено.