Ущерб от забастовки в Германии составит 500 миллионов евро

Европейцы пересели на велосипеды. Если не все, то значительная часть жителей Старого света. Крутить педали учатся все - от мала до велика. Особенно после того, как в четверг Францию и Германию охватил транспортный коллапс.

Пример железнодорожников этих государств, отказавшихся выйти на работу до тех пор, пока власти не удовлетворят их социальные требования, может оказаться "заразительным".

На всех автомобильных магистралях Франции и Германии возникли огромные пробки. Поезда не ходят, стоит метро.

Немецкие железнодорожники намерены бастовать до субботы. Французы и вовсе объявили бессрочную стачку. Уже второй день на улицах Парижа люди скандируют лозунги против попыток правительства отменить льготы транспортникам, дарованные им еще Шарлем де Голлем. "Мы не видим причин останавливать забастовку и будем настаивать на своем. Завтра будет та же картина - мы опять выйдем на улицы", - заявил представитель профсоюза работников железнодорожного транспорта Дидье Ле Рест.

В свою очередь немецкие профсоюзы добиваются повышения зарплаты, поскольку ее размер сейчас гораздо ниже, чем в других странах Евросоюза. "Забастовка бьет по бюджету страны и простым пассажирам. Надо собраться за столом переговоров и, наконец, прийти к разумному компромиссу", - заявляют власти. Если забастовка продлится неделю, ущерб экономике Германии, по подсчетам экономистов, составит не менее 500 миллионов евро.

комментарий

Александр Рар,

директор программы Центра России и стран СНГ Германского совета по внешней политике

В связи с забастовками транспортников правительства Франции и Германии пытаются выступать посредниками между концернами и профсоюзами.

Но пока переговоры не дают положительных результатов. Естественно, простые люди задают резонный вопрос: "Будут ли забастовки продолжаться, и остановят ли они работу транспортной инфраструктуры Центральной Европы?" На этот вопрос пока никто не может дать ответ.

В Германии и во Франции забастовки объясняются несколькими причинами. Экономическое положение Германии за последние годы заметно улучшилось. Бюджеты правительств наполнены как никогда. Руководство промышленных концернов "плавает" в деньгах. Но не делится прибылью со своими работниками.

Политики и капитаны экономики получают высокие доходы и всевозможные льготы. Но зарплаты рабочих и служащих не повышаются, сотни рабочих мест закрываются, а производства переводятся в Восточную Европу и в Азию.

Правительства не могут и не имеют права разгонять демонстрации, организованные профсоюзами. Профсоюзы в Германии и Франции давно стали частью демократической системы. Они обладают четкими правами, записанными в конституции. Власти даже не имеют инструментов для того, чтобы хоть как-то защитить права тех людей, которые терпят неудобства и убытки от забастовки тех же железнодорожников.

Стачки остаются неотъемлемой частью демократии или, своего рода, негативной стороной свободы. Люди хоть и недовольны пробками на дорогах, должны терпеть забастовку транспортников. Но, с другой стороны, в европейском обществе существует немало людей, которые поддерживают тех, кто имеет смелость и силы выступать против несправедливых действий правительства или своих работодателей.

Забастовка железнодорожников в Германии и Франции показала, что современное рабочее движение в Европе способно заставить власти и работодателей идти на их условия. Так было и в прошлом веке. Нынешняя стачка продемонстрировала, что ничего не изменилось.

То, что волна забастовок охватила многие европейские страны, нельзя назвать заразой. Комментируя вспыхнувшие в Европе стачки, многие эксперты грешат тем, что называют их эпидемией. Тем самым они дискредитируют демократию, которая с таким трудом была завоевана в Европе.

Забастовки - это нормальный демократический процесс. Нельзя держать общество под полным контролем и говорить о том, что все принимают наверху является правильным. Естественно, в тех странах, где соблюдают конституцию, где есть право на выражение мнений и проведение митингов, люди будут выходить на улицы, отстаивать свои права и протестовать против того, что кажется им несправедливым. Против этого ничего сделать нельзя.

Проблема заключается в том, что скорее всего, нынешний кризис в Германии и Франции постепенно сойдет на нет. Через какое-то время будет найден компромисс, который по-настоящему не устроит ни одну из сторон. Но даст передышку на несколько лет.