МПР намерено взыскать с судовладельцев 6,5 миллиарда рублей за экологический ущерб в Керченском проливе

Министр природных ресурсов Юрий Трутнев поручил Росприроднадзору до конца этой недели обратиться в суды Самарской, Московской, Ульяновской и Ростовской областей с исками к компаниям-судовладельцам о взыскании экологического ущерба, нанесенного в результате аварии в Керченском проливе.

Напомним, что 11 ноября в Керченском проливе потерпели бедствие полтора десятка российских и украинских судов. В том числе три судна развалились, одно развалилось пополам. В результате в море вылилось более 3 тысяч тонн мазута и более 6,5 тысячи тонн серы. Но если по поводу серы специалисты с самого начала говорили, что она не столь опасна, то с мазутом ситуация намного серьезнее. По мнению экологов, полное восстановление морской экосистемы возможно только через 5-10 лет. Загрязненной оказалась не только акватория Керченского пролива, но и побережье, в том числе Азовского моря, косы Чушка и косы Тузла.

На днях специалисты Росприроднадзора закончили оценку нанесенного экологического ущерба. Общая сумма составила около 6,5 миллиарда рублей. При этом львиная доля загрязнения и, соответственно, ущерба приходится на танкер "Волгонефть-139" - 6,1 миллиарда рублей. Кстати, буквально на следующий после аварии день прокуратура возбудила уголовное дело по факту разлива нефтепродуктов из этого танкера. Однако в данном случае, подчеркнем, МПР собирается выставить счет не капитану, не команде, а владельцу судна, которым является ОАО "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер".

Что касается других судов, то их доля в общем экологическом ущербе на порядки ниже. В частности, ущерб, причиненный окружающей среде в результате разлива запасов топлива, составил от судна "Ковель" (судовладелец - ООО "ПЭФ "Волгаремфлот") - 55,9 миллиона рублей, "Нахичевань" (владелец - ООО "ДонДизельСервис") - 41,2 миллиона рублей, "Вольногорск" (владелец - ООО "Порт Тураево") - 49,9 миллиона рублей.

Впрочем, выброс серы тоже не пройдет для природы и загрязнителей совсем бесследно. Ущерб от нее специалисты Росприроднадзора оценили в общей сложности в 165,7 миллиона рублей, которые будут поделены между тремя судовладельцами.

Как сообщает пресс-служба МПР, министерство будет просить суд привлечь в качестве соответчиков по данным делам страховые компании.

Компетентно

Эдуард Гребенщиков, руководитель отдела аналитики Всероссийского союза страховщиков:

- Ряд российских страховых компаний давно уже предлагает такую услугу, как страхование риска гражданской ответственности за вред, причиненный аварийным загрязнением окружающей среде, включая ущерб самой природной среде, а также жизни и здоровью физических лиц и их имуществу. Однако размеры выплат по одному страховому случаю, будь то на море или на суше, редко превышают у российских страховщиков 1-2 миллиона долларов.

При наступлении страхового события страховщик несет ответственность только в пределах установленного договором страхования объема и лишь по тем рискам, которые поименованы в полисе. Безлимитное - без ограничения суммы возмещения - страхование на море не практикуется. При этом в целях обеспечения своей финансовой устойчивости страховщики морских рисков (которых, как видим, целый пакет) перестраховывают их в зарубежных перестраховочных компаниях, имеющих большие финансовые ресурсы и географическую диверсификацию. В итоге последние и выплатят, очевидно, значительную часть ущерба от этой ужасающей серии аварий в Керченском проливе. Хотя, с другой стороны, застраховать, а тем более и перестраховывать старые изношенные корабли весьма проблематично.

Урегулирование таких сложных страховых случаев, как авария в Керченском проливе, занимает много времени, но часть возмещения для оперативного устранения последствий аварий страховщик, как правило, выплачивает в предварительном порядке, не дожидаясь окончания расследования и согласования всеми сторонами размера компенсируемого ущерба.

Страховые случаи, аналогичные тем, что произошли в Керченском проливе, были и раньше. Застрахованный в "Ингосстрахе" сухогруз "Runner-4" с грузом алюминия на борту затонул в территориальных водах Эстонии в ночь на 6 марта 2006 года, когда его протаранило другое российское судно "Святой апостол Андрей". Тогда страховое возмещение было выплачено владельцам судна и груза. Российский страховщик также оплатил правительству Эстонии затраты на устранение загрязнения окружающей среды и откачку топлива с затонувшего судна, но они оказались не столь высокими.

Были случаи крушения застрахованных в российских компаниях отечественных судов, перевозивших лес в Японию, но тогда сообщений об экологическом ущербе не поступало.