На уральских заправках заканчивается бензин

Корреспондент "РГ" дважды не смог заправить свою машину на окраине Екатеринбурга: на АЗС не оказалось бензина ходовой марки АИ-95. Потом станция и вовсе закрылась.

Эти малозаметные события совпали с гораздо более значимыми: в СМИ появились сообщения о том, что на Урале дал о себе знать дефицит горюче-смазочных материалов.

Некоторые эксперты связывают его с административным ограничением стоимости топлива. И приводят такую логическую цепочку. Товарное подорожание последнего времени коснулось ГСМ, на что обратили внимание депутаты Госдумы. Вскоре федеральные власти обязали нефтяные компании заморозить розничные цены на топливо. Нефтяники распоряжение выполнили, но кран слегка повернули, чтобы минимизировать убытки. Отсюда дефицит, который, между прочим, всегда провоцировал подорожание.

В Свердловском областном комитете государственной статистики приводят следующие цифры. С начала года бензин АИ-92 подорожал на 3,2 процента, АИ-76 - на 4,47, 95-й - на 6,55. При этом облстат не располагает информацией об объеме бензина, поступающего на региональный рынок. А если не знаешь соотношения между спросом и предложением, на цены влиять трудно.

Недостаточное влияние на них подтвердил и разговор корреспондента "РГ" со специалистами областного министерства промышленности, энергетики и науки. Тенденцию к появлению бензинового голода в краю родных сосен они решительно отвергают. Но вершиной их аргументации стала глубокомысленная фраза:

- Езжу по городу и заправляю автомобиль без проблем!..

Между тем налицо факты куда более весомые. Сотрудник топливно-промышленной компании, реализующей продукцию Сургутского нефтеперерабатывающего завода, не скрыл, что она в последнее время обслуживает только крупных нефтетрейдеров. Если раньше в тендерах участвовало множество поставщиков, то за последний месяц остались при деле только пять московских фирм. Остальные участники рынка пытаются возродить старые договоры, но получится ли это у них, сказать трудно.

Представитель другого нефтетрейдера, давно работающего в Ямало-Ненецком автономном округе, рассказал, что Уфимский, Омский и Сургутский нефтеперерарабатывающие заводы отказались от прежних договоренностей о реализации своей продукции. Поэтому уже месяц график поставок трещит по всем швам. Задерживается даже оплаченное топливо.

Коллегам вторит ответственный сотрудник компании, обеспечивающей бензином и дизельным топливом потребителей Тюменской области:

- Были трудности с топливом в ноябре, нет уверенности, что не повторятся они и в декабре. Собираем заявки, но сможем ли их отоварить - большой вопрос.

Как подчеркивают специалисты, сложившийся прежде уровень поставок более или менее поддерживают сейчас вертикально интегрированные компании, которые самостоятельно добывают нефть, перерабатывают ее и реализуют топливо. Мелким партнерам они все чаще отказывают в конечном продукте. Разумеется, нефтепереработчики помалкивают о причинах неожиданно проявившейся скупости - корпоративная тайна. Зато красноречива сама последовательность событий. Но как бы там ни было, сокращение числа участников рынка ГСМ ведет к его монополизации, а это опять же не на пользу массовому потребителю.

Что думают по этому поводу в антимонопольном управлении Свердловской области? По информации его руководства, производится мониторинг ситуации, отслеживаются тенденции, в том числе отражаемые в СМИ. Что ж, последнее особенно обнадеживает.