65 процентов россиян считают профессию учителя непривлекательной

Согласно данным социологических опросов, 65 процентов россиян считают профессию учителя непривлекательной. Только 22 процента назвали ее престижной.

Как поднять престиж учителя, вернуть в школы молодежь и превратить ремесло в творческую профессию? На эти вопросы отвечает доктор педагогических наук, проректор по научной работе Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Виктор Чертов.

Российская газета: Виктор Федорович, сегодня в сфере образования вроде бы многое сделано: прекратилось закрытие сельских школ, повысилась зарплата учителей, вузы получили большую финансовую свободу и дополнительные средства от государства. Но престиж учительской профессии по-прежнему невысок. Почему?

Виктор Чертов: В последние годы престиж профессии учителя неуклонно снижался. Сейчас многое стали делать для того, чтобы наша профессия снова стала уважаемой и привлекательной для молодых людей. Однако понадобится время. Дело ведь не только в материальном стимулировании, Сегодня школьные учителя, даже молодые, начинающие, получают иногда не меньше вузовских преподавателей. Особое значение для педагогов всегда имела атмосфера уважения, почтения, которая была характерна для лучших учебных заведений, а также (что тоже очень важно) возможность творческого роста. В этом направлении многое уже делается. В школах, где появилось современное оборудование, сам процесс обучения стал приобретать иные формы. Сложнее, конечно, возродить в сознании россиян положительный образ учителя. Вспомните фильмы "Весна на Заречной улице", "Доживем до понедельника", "Вам и не снилось". После таких фильмов конкурс в педагогические вузы резко увеличивался. А сейчас учитель стал удобным объектом для пародистов и персонажем юмористических передач. СМИ о педагогах вспоминают только раз в году - в День учителя.

РГ: Как вам кажется, не настало ли время принять на государственном уровне программу по формированию положительного образа педагога?

Чертов: Я согласен с тем, что нужны особые шаги в этом направлении. Много лет назад мне довелось присутствовать на заседании "круглого стола", где шла речь о том, что необходимо создавать положительный образ российского бизнесмена. Прошло время, и этот образ действительно претерпел серьезные изменения.

РГ: МВД тоже столкнулось с похожей проблемой. Повышать престиж российской милиции было решено, в том числе с помощью сериалов. Может, и про учителей следует начать снимать многосерийное кино?

Чертов: А почему бы и нет? Но только хорошие сериалы, которые были бы адресованы и взрослым, и детям. Велика сила воздействия телевидения! Вот возьмите, к примеру, замечательный конкурс "Учитель года России", на который приезжают лучшие, самые успешные педагоги. Когда-то он проводился в Подмосковье, а торжественное закрытие конкурса проходило в Кремлевском дворце съездов, транслировалось по Первому каналу почти в полном объеме. Теперь избран другой принцип отбора места проведения - как на "Евровидении": конкурс проводится там, откуда был предыдущий победитель. Статус конкурса заметно снизился, о чем пишут педагоги из разных регионов страны. Помню, что помимо трансляции закрытия и церемонии награждения сразу по нескольким центральным каналам шли передачи, в которых выступали участники этого мероприятия, члены жюри. Конкурс подавался как событие общероссийского масштаба. Сейчас это всего лишь краткие отчеты в информационных выпусках "Новостей". К сожалению, бытует мнение, что учительский труд - ремесло. Это верно лишь отчасти. Напомню формулу известного русского педагога-словесника Марии Александровны Рыбниковой: "расчет и вдохновение". Среди учителей много необычайно одаренных людей, интересных собеседников, талантливых исследователей, поэтов. Они могут (и должны) стать участниками телепередач. Кстати, в нашем университете большинство аспирантов-заочников и соискателей - из учительской среды. Они не уходят из школы и после защиты диссертации.

РГ: Есть ли у вас данные о том, сколько ваших выпускников приходит работать в школы?

Чертов: Вот цифры по Москве: если в 2004 году оформились на работу в школу чуть больше 40 процентов выпускников, то в последние два года - более 50. Позитивные изменения особенно заметны в последние годы. Московское правительство не просто проявляет интерес к нашим выпускникам, но и предлагает тем, кто уже сделал свой выбор, хорошие условия для творческого труда и самые разнообразные формы поощрения. Некоторые наши студенты начинают работать в школе на старших курсах. Однако проблема с педагогическими кадрами остается.

РГ: Каких педагогов сегодня не хватает в школах?

Чертов: Нужны преподаватели иностранных языков, русского языка и литературы, математики, физкультуры, других предметов. В школах очень мало мужчин - это тоже серьезная проблема. Здесь целый комплекс причин, среди них две, возможно, главные: недостаточные возможности для карьерного роста и невысокая зарплата, не позволяющая содержать семью.

РГ: Сейчас появляются специальные учебные заведения для одаренных детей, во многих школах есть коррекционные классы для тех, кто не успевает. Эти особенности как-то учитываются в программах вуза?

Чертов: Постоянно обновляются программы курсов, в особенности курсов частных методик, которые вообще-то всегда учитывали и специфику работы с одаренными детьми, и индивидуальный подход в обучении, и особые условия работы с детьми, имеющими некоторые отклонения в развитии. Особое значение приобретает педагогическая практика, которая проводится в учебных заведениях разного типа. Кстати, именно от того, как прошла практика, во многом зависит окончательное решение молодого специалиста, его выбор.

РГ: У вас, в университете, есть факультет дефектологии, который готовит логопедов, сурдопедагогов, педагогов для работы с умственно отсталыми детьми. Кажется, что выпускники этого факультета сейчас особенно востребованы?

Чертов: Да, здесь всегда конкурс, в особенности на специальность "Логопед". Открываются дополнительные специализации, в том числе и такие, которые помогают расширить спектр образовательных услуг в этой области. Кстати, педагоги, в особенности учителя-словесники, никак не могут принять словосочетание "образовательные услуги" применительно к своей работе. Конечно, урок по поэзии А. Блока - это не "услуга", а нечто большее! Но как еще можно назвать, к примеру, частные занятия логопеда, психолога или пересдачу неудовлетворительно выполненной письменной работы?

РГ: А какие новые специальности появились в вузе?

Чертов: Назову лишь некоторые из недавно открытых: "журналистика" на филологическом факультете, "информационные технологии в образовании" на факультете технологии и предпринимательства, "туризм" на географическом факультете. Кроме того, вводятся дополнительные специализации практически на всех факультетах.

РГ: Насколько важны эти деньги вузу?

Чертов: Эти средства не очень большие, но необходимые университету, в том числе для модернизации аудиторного фонда и дополнительного поощрения преподавателей. Однако самые серьезные расходы идут все-таки за счет государственных программ. Так, в ходе реализации Инновационной образовательной программы было закуплено оборудование для лабораторий физического, химического и биолого-химического факультетов, а также для оперативной полиграфии и проведения интернет-конференций.

РГ: С 1992 года МПГУ работает по схеме "бакалавр-магистр". Оправдала себя эта система в области гуманитарного образования?

Чертов: Скажем так, многое сделано в апробации этой системы, которая была вписана в традиционную систему подготовки специалистов, рассчитанную на 5 лет и пользующуюся пока самой большой популярностью. Конечно, бакалавриат более востребован, чем магистратура.

РГ: И последнее. Виктор Федорович, кто из ваших учителей остался в памяти? Может, кто-то повлиял на выбор профессии?

Чертов: Я очень хорошо помню свою первую учительницу Анастасию Дмитриевну. Ей было лет 60. Она, как я понял позднее, принадлежала к тому поколению педагогов, которые получили образование еще в дореволюционное время, представляла знакомый по известному фильму тип сельской учительницы. И было это в средней школе села Петропавловское Алтайского края.