Специалисты УФАС по Пермскому краю начали борьбу с распространителями спама. В минувшую пятницу было рассмотрено первое дело в отношении предприятия, массово рассылающего нежелательную информацию.
Норма, запрещающая распространение спама в России, появилась сравнительно недавно. Она была вписана в российское законодательство о рекламе только в 2006 году. А первые жалобы на нежелательную корреспонденцию в краевое управление ФАС начали поступать только в сентябре-октябре этого года.
Сейчас специалистами УФАС возбуждено 4 дела против организаций, занимающихся массовой рассылкой рекламных объявлений без согласия на это получателей. Три из них касаются писем, приходящих по электронной почте, и одно, уже рассмотренное дело, связано с рассылкой через факс.
В законе о рекламе предусмотрено два момента, которые могут стать причиной нарушения. Во-первых, запрещено рассылать рекламные материалы без согласия абонента. Причем такое разрешение должно быть получено предварительно.
- Признать вину организации по этому пункту не составляет труда, так как обязанность доказать, что у фирмы есть согласие получателей рекламной информации, ложится на распространителя. Сложнее дело обстоит со вторым пунктом статьи, по которому нарушением также является использование автоматической рассылки. Если при передаче факсимильных сообщений легко определить, что использовалась именно автоматическая система, то в случае с электронными письмами сложнее доказать применение автоматической рассылки, так как закон не определяет, что именно следует под этим подразумевать, - пояснила корреспонденту "РГ" ведущий специалист-эксперт УФАС Татьяна Тудвасева.
Интересно, что первопроходцами в борьбе со спамом стали сами представители УФАС, правда, из Приморского края. По словам антимонопольщиков, одна из фирм на протяжении нескольких дней рассылала им рекламные письма, которые содержали информацию о продаже мебели, оборудования для офиса, а также сведения о самой организации и услугах, которые она предоставляет. Когда выяснилось, что фирма, атаковавшая приморских антимонопольщиков, зарегистрирована на территории нашего края, за дело взялись уже прикамские специалисты.
После рассмотрения дела факт нарушений был признан, причем и представителями мебельной фирмы. Они согласились, что посылали объявления без согласия получателей, а автоматическую систему рассылки попытались объяснить тем, что организация работает в территориях с разными часовыми поясами (в Перми, Москве, Санкт-Петербурге) и не может подстраиваться под каждый город. Тем не менее, мебельщикам было вынесено предписание устранить нарушение. Кроме того, фирма будет привлечена к административной ответственности.
Что касается передачи спама через Интернет, в качестве заявителя по всем трем рассматриваемым делам выступает индивидуальный предприниматель, который жалуется на нежелательные рассылки со стороны пермского филиала Высшей школы экономики (ВШЭ). Юрист учебного заведения отказался комментировать ситуацию до рассмотрения дела, которое назначено на 13 декабря.
Помимо этого, заявитель недоволен потоком ненужной информации со стороны центра, предлагающего языковые курсы, и рекламой другого индивидуального предпринимателя.
По словам ИП, на его ящик приходила масса нежелательной корреспонденции. Это приводило к перегрузке почтового ящика и даже потере важных сообщений. Поэтому заявитель просит, помимо устранения потока сообщений от этих структур, обязать их выплатить ему сумму за моральный ущерб.
Однако в краевом УФАС корреспонденту "РГ" пояснили, что, если факт нарушения подтвердится, максимум, что можно будет сделать, обязать организацию устранить их. Что касается суммы, которую распространители спама должны будут выплатить в качестве штрафа, она будет направлена в местный бюджет. А потому, чтобы получить компенсацию морального вреда, заявителю нужно будет обратиться с решением комиссии краевого УФАС в судебные инстанции.
Игорь Трушин, системный администратор одного из пермских провайдеров:
- Сегодня спам составляет более 88 процентов почтового трафика. И надо сказать, что с проявлением норм, ограничивающих рассылку, меньше нежелательных писем приходить не стало. Вообще вести борьбу со "спамерами", которые рассылают объявления по электронной почте, достаточно сложно. Это связано с тем, что такие распространители нежелательной информации чаще всего пользуются разными программами и практически никогда не отсылают сообщения со своего ящика. В большинстве случаев действует система, при которой человеку на электронный адрес приходит письмо с вирусом, и уже через этого получателя идет дальнейшая рассылка спам-писем. Поэтому очень сложно отследить, с какого адреса началась рассылка, а следовательно, и найти виновного.