Речь идет не о возрождении политической цензуры и не об инициативе отдельного взятого ведомства, наделенного контролирующими функциями.
- На Росрегистрацию в соответствии с указом президента возложены полномочия по ведению списка экстремистских материалов, - рассказал корреспонденту "РГ" заместитель начальника управления по делам некоммерческих организаций этой службы Вадим Милашев.
По его словам, сведения, какие произведения извращенной человеческой мысли являются экстремистскими, ведомство Сергея Васильева получает из судов. Именно они определяют, какая книга, фильм или публикация попадает под категорию запретных.
- Чтобы систематизировать обмен информацией, мы послали письмо в судебный департамент Верховного cуда с просьбой направлять копии соответствующих судебных решений в наш адрес, - пояснил Милашев.
Причем если раньше в Федеральной регистрационной службе полагали, что будут публиковать запретные списки два раза в год - в июле и январе, то теперь приняли решение информировать граждан по мере поступления материала.
Как правило, процедура признания материалов экстремистскими, не быстрая. С момента рождения человеконенавистнических опусов и до вступления в силу решения Фемиды могут пройти даже не месяцы, а годы. Так первый номер ижевской газеты "Дивизия", признанный Индустриальным районным судом столицы Удмуртии экстремистским, вышел в свет аж в 2001 году. Тогда же удмуртские поборники расовой чистоты напечатали еще четыре номера газеты, но уже с модернизированным названием - "Ижевская дивизия", которые тоже попали "на скамью подсудимых".
Инициаторами таких судебных разбирательств становятся правоохранительные органы. Именно они обязаны бороться с проявлениями экстремизма, в том числе облаченными в форму статей, литературных, кино- и даже музыкальных произведений.
В Уголовном кодексе РФ есть две статьи, которые карают тех, кому не нравится разрез глаз соседа или его религиозные воззрения. Причем одна из них предполагает довольно суровое наказание - до 5 лет лишения свободы.
Но прежде чем в дело дойдет до уголовного преследования, нужно сначала доказать в суде, что бритоголовый скинхед распространял именно экстремистскую газету. В противном случае ему нельзя будет предъявить обвинение в экстремизме или разжигании межнациональной ненависти.
В последний "черный список" запретных материалов попали не только газеты, издаваемые доморощенными "ультрас". Большую его долю составляют книги и журналы, адресованные тем, кто исповедует ислам. Это некий журнал "Аль-Ваъя", издававшийся в Башкортостане, и почти полтора десятка книг известного богослова Саида Нурси. Есть в этом списке и один видеофильм, записанный в формате DVD.
Теперь любой человек, пойманный за распространение этих материалов, может оказаться на скамье подсудимых.