Общественная палата Томской области нашла в детской газете и учебном пособии пропаганду оккультизма.
В образовательных учреждениях Томска распространяется газета "Добрята", выходящая тиражом в одиннадцать тысяч экземпляров. Судя по выходным данным, издание поддерживается департаментом образования администрации города. Организация-учредитель газеты также выпустила "Рабочую тетрадь по основам детской журналистики" под названием "Дорогою добра". Это учебное пособие используется в ряде томских школ.
Профессора в шоке
По заявлению инициаторов проекта, оба издания направлены на духовное развитие и нравственное воспитание школьников. И в газете, и в связанной с ней рабочей тетради присутствуют темы патриотизма, уважения к различным культурам и языкам, расширения кругозора и совершенствования творческих способностей детей. Однако тот уровень, на котором авторы пытаются раскрывать указанные темы, и та мировоззренческая ориентация, которая неявным образом внедряется в сознание школьников, вызвали не только удивление, но даже протесты научной общественности Томска и членов региональной общественной палаты.
Эксперты обнаружили, в частности, пропаганду в учебных пособиях язычества (оккультизма). Так, национальные традиции связываются, прежде всего, с языческой (политеистической) мифологией, которая подается исключительно в положительном ключе, с явным желанием сформировать позитивную установку в отношении этого религиозного течения.
При этом авторы, увлекшись оккультным "знанием", явно потеряли ориентацию в реальности. Так, например, Сибирский федеральный округ в августовской газете называется "Новосибирским региональным округом".
К выводам и оценкам экспертов Общественной палаты, которые сделали текстовый анализ, невозможно отнестись легкомысленно, так же как и проигнорировать их. Ведь это весьма уважаемые и авторитетные люди. Так, профессор Юрий Петров - президент Томского регионального отделения Фонда культуры РФ, директор Института искусств и культуры ТГУ, доктор философских наук. Профессор Сергей Аванесов - член экспертного совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при администрации региона, член правления томского регионального отделения Российского детского фонда, декан философского факультета ТГУ, доктор философских наук.
В общественной палате оба профессора возглавляют комиссию по культуре, развитию гражданского общества, вопросам толерантности и свободы совести, информационной политике и свободе слова. Их оценку поддержал и проректор ТГУ, доктор биологических наук, профессор Сергей Кирпотин, который входит в комиссию палаты по вопросам социального развития, здравоохранения, формирования здорового образа жизни, экологической безопасности и охране окружающей среды. Согласен с мнением ученых и наместник Томского Богородице-Алексиевского монастыря Томской и Асиновской епархии РПЦ игумен отец Силуан (Вьюров).
Ученые в замешательстве
Так, в газете запросто ("и без всяких оснований", как уточняют эксперты) сообщается, что "когда-то в русской азбуке было 147 букв"! Из раздела "Мир науки" дети узнают, что "вода может слышать и запоминать", что в Калифорнии происходят сверхъестественные явления - по дну высохшего озера "ползут камни". Кроме того, оказывается, "сознание живет само по себе", без всякой связи с мозгом, а душа переселяется из умершего человека в родившегося.
В одном из номеров газеты год томских школьников напугали тем, что на солнце появилась гигантская трещина, которая, тем не менее, "собственно трещиной не является", а предстает неким "необычным явлением", природа которого "неясна". Ученые при этом, как утверждают авторы "детской" газеты", находятся "в замешательстве".
Слово "культура" в рабочей тетради интерпретируется как соединение понятий "культ" (почитание) и "ур" (огонь, свет), что в результате и дает нужный авторам смысл "огнепоклонство".
Например, раздел "Культура" в одном из прошлогодних выпусков газеты рассказывает детям о происхождении мира из яйца, в котором был заключен бог по имени Род. От имени этого божества якобы произошел ряд важнейших слов русского языка и санскрита. Повествуется о языческой богине любви Ладе и ее семействе - в связи с рассказом о букве "Л". Форма буквы "У" трактуется в газете как "человек, протянувший руки к солнцу - Ра".
Филологический произвол (по определению экспертов - прим. ред.) прикрывается фразами о развитии "этимологического чутья" и о понимании "своих корней в широком смысле слова". Детей хотят уверить в том, что именно так надо "постигать мир правильных мыслей и слов", узнавать "истинное значение" того или иного слова, постигая посредством таких толкований "законы устройства окружающего мира".
P.S.
Редактор газеты считает себя последователем учения Рериха, с чем, впрочем, далеко не все рериховцы согласны. По-видимому, как считают томские профессора, газета "Добрята" является логическим продолжением данного эзотерического направления, своего рода вербовочной деятельностью в отношении томских школьников. В этом направлении работа ведется по всем фронтам. В частности, для "добрят" готовится к изданию "новый мировоззренческий букварь".