10.01.2008 02:30
    Поделиться

    В российские школы пустили 1101 учебник

    Федеральный перечень учебной литературы, рекомендованной (допущенной) к изучению в российских школах в 2008/2009 учебном году, опубликован в "Российской газете".

    В нынешнем федеральном перечне более тысячи книг. Все они прошли экспертизу Российской академии образования и Российской академии наук. Такая экспертиза проводится уже третий год. Всего на нынешнюю проверку издательства представили 437 книг - "кандидатов" в учебники, что на 74 книги больше, чем в прошлом году. Однако 15 буквально сразу были сняты с проверки самими издательствами. Видимо, они вовремя поняли, что эти учебники недоработаны. Однако и после этого некоторым книгам приходилось делать по нескольку заходов - эксперты отправляли их на доработку.

    Однако, скорее всего, в будущем такой возможности у издательств уже не будет. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко выступает за то, чтобы ужесточить требования к выпускаемым учебникам. По его мнению, ситуация, когда за раз авторы учебников и издательства делают по 4-5 попыток пройти экспертизу, ненормальна.

    Кстати, в правительстве уже готовится и постановление, регулирующее допуск издательств к созданию учебной литературы.

    "Речь не идет о том, что будет создан узкий список, - пояснил Фурсенко. - Но качество издаваемой учебной литературы самое разное, и огромное количество ошибок в учебниках в массе случаев - результат плохой работы издательств".

    Внимание: подделка!

    По оценкам специалистов, каждый десятый учебник в России сегодня - фальшивка. Учебная литература в больших магазинах продается по достаточно высоким ценам, хотя себестоимость одного учебника около 70 рублей. Книжные "пираты" распространяют продукцию более низкого качества и, соответственно, более дешевую.

    Как отличить подделку от настоящего учебника? Контрафакт всегда дешевле обычного издания на 10-30 рублей. Иллюстрации и фотографии в таких учебниках расплывчатые, краска на обложке бледная, но пачкает руки, буквы нечеткие.

    Причем по содержанию "пиратский" учебник может полностью соответствовать норме. Просто часть прибыли, положенной по праву крупному издательству, получает фирма-однодневка, которая использует в производстве книг некачественные материалы. Поэтому помимо нарушения авторских прав и неуплаты налогов контрафакт - это серьезный удар по детскому здоровью. Во избежание этого специалисты советуют покупать учебники не на уличных лотках и у торговцев с рук, а только в крупных магазинах. Серьезные книготорговцы ведут дела напрямую с проверенными издателями, порядочность которых не вызывает сомнения.

    По словам замминистра образования и науки Исаака Калины вопросы контрафакта, к счастью для РАН и РАО, к экспертизе учебников никакого отношения не имеют. "Это проблема издательств, которые должны бороться за сохранение своего честного имени", - считает Калина.

    На каких ошибках учатся

    География. Индия названа материком. Чтобы избежать цунами, предлагается сажать вдоль побережья деревья. Представляете себе сад на песке?

    Литература. Перепутаны даты жизни и смерти Пушкина. Одна дана по старому стилю, другая - по новому. Детей уверяют, что Михаил Шолохов получил Нобелевскую премию за роман "Судьба человека" (на самом деле - за "Тихий Дон"). Михаила Юрьевича Лермонтова называют Юрием Михайловичем.

    Математика. Приведены задачи, которые не решаются или имеют бесконечное множество решений. В ходе решения выясняется, что можно делить на ноль.

    Биология. Предлагается запомнить, что существуют кальмары длиной 20 метров. Попробуйте поспорить и с утверждением, что тело спит, душа выходит из него и ведет самостоятельную жизнь.

    История. Нарушена хронология: о восстании декабристов 1825 года рассказывается в главе, посвященной эпохе Александра I. В то время как оно произошло уже после кончины императора, а значит, относится к другой эпохе.

    Физика. В молекуле воды атом водорода нарисован в виде маленького шара, а атом кислорода - огромного. В действительности же все в точности наоборот - атом кислорода в два раза меньше водорода.

    Кстати

    Многие путаются в грифах, которые получают учебники. "Рекомендовано" или "допущено" - что лучше? Разгадка проста: министерство допускает учебник в школы, если он новый и проходит экспертизу впервые. Гриф "рекомендовано" - для "бывалых", тех, кто проходит повторную проверку. Грифы выдаются на 5 лет.

    мнения

    Исаак Калина,

    заместитель министра образования и науки РФ:

    - Все учебники, вошедшие в федеральный перечень, имеют абсолютно равные права.

    По каким учебникам учить - выбирает сама школа. Под школой понимается не только педагогический коллектив, но и ученики, родители. Мнение всех должно учитываться.

    При этом, мне кажется, нельзя заострять внимание лишь на выборе учебников по отдельным предметам, например, по истории - об этом сейчас говорят чаще всего. Я, например, как учитель математики, сильно расстроен, что о "царице наук" и еще о 22 школьных предметах забывают. Но ведь если на уроках геометрии не будет сформирован аналитический стиль мышления, то наши ребята никогда не смогут понять причинно-следственной связи исторических событий.

    Александр Кондаков,

    генеральный директор издательства "Просвещение":

    - Современный учебник - очень сложная книга, которая отличается от обычного художественного произведения. Художественный роман или детектив, например, мы читаем больше для удовольствия. Задача учебника иная: сформировать мировоззрение ребенка, передать знания. Учебник выстраивается по сложным научным законам. Поэтому к квалификации персонала, работающего в издательствах, должны предъявляться очень высокие требования. Не секрет, что сегодня во многих издательствах ученые в лучшем случае работают как совместители. А это должны быть целые редакции в составе предприятия, а не редакторы-надомники, работающие по договорам. Редактор учебного издательства - не просто сотрудник. Именно он компонует текст, превращает его в тот методический аппарат, который позволяет достичь искомого образовательного результата. Так, на подготовку редактора, уже имеющего высшее образование, в издательстве "Просвещение", например, уходит пять лет. Это наши внутренние курсы, и только после них мы допускаем человека к редактуре учебника.

    Михаил Рыжаков,

    директор Института содержания и методов обучения РАО:

    - Раньше у нас были учебники по одному на каждый курс, фактически один учебник на весь предмет. Этот учебник выдерживал по 15-20 изданий. Сегодня ситуация другая. Появилась огромная армия вариативных учебников.На рынке учебной литературы в стране сегодня больше 95 издательств. Но издательств, чья литература вошла в федеральный перечень в качестве учебника, осталось около 40. Хотя два года назад их было почти сто.

    Поделиться