Ученые Ильменского заповедника пересмотрят список природных объектов, обладающих особым охранным статусом.
От родника до озера
Официально в Челябинской области 187 памятников природы и региональных заказников. Реестр был составлен еще в конце 1960-х годов. К тому времени уже имела статус памятника кварцитовая скала Шихан, что в полутора километрах от поселка Рудничного в Саткинском районе. Со временем количество охраняемых объектов выросло. Настал момент, когда было решено - часть памятников должны лишиться своего статуса, но при этом заветный реестр может пополниться новыми ценностями. В итоге список увеличится - "новичков" окажется больше, чем тех, что вычеркнут.
Памятником природы могут стать крупное озеро и скромный родник, огромный бор и небольшая роща с реликтовыми деревьями. В некоторых городах пытаются оформить памятники муниципального значения. Два года назад такой памятник появился в Челябинске - дуб черешчатый. Это могучее дерево растет в Ленинском районе возле магазина "Черкизовский". Сделать дуб памятником, чтобы уберечь его от возможного уничтожения, попросили ветераны Великой Отечественной войны. Оказывается, дерево было местом сбора тех, кто отправлялся на фронт. Власти заказали экологическую экспертизу, и выяснилось, что возраст дуба - не менее 80 лет. Деревоветеран получило своего рода "охранную грамоту" - постановлением городской думы дуб был объявлен памятником природы, и отныне находится под защитой властей.
Что касается объектов, входящих в областной реестр, то 38 из ныне существующих памятников - ботанические, 69 - гидрологические, 73 - геологические и 2 - природноисторические. К числу последних относится урочище "Пороги" в Саткинском районе, где расположена столетняя, но работающая до сих пор гидроэлектростанция. Удаленные от промышленных объектов, "Пороги" сохранили свою первозданность и являются памятником природы уже не регионального, а мирового значения. И даже строительство неподалеку коттеджного поселка и туристического отеля не повредило ему. Другим памятникам повезло меньше.
Утратили статус
Первым в "очереди на вылет" из памятного реестра стоит озеро Смолино. Эту информацию подтвердил "РГ" министр по радиационной и экологической безопасности Геннадий Подтесов. На берегу водоема, расположенного в городской черте, активно ведется жилищное строительство. Статус памятника тормозит реализацию одного из важнейших нацпроектов, тем более что, по мнению чиновников, озеро утратило свою уникальность. В Смолино действительно почти не осталось рыбы, вода потеряла первозданную чистоту. Уже трудно поверить в то, что в 1930-х годах озеро было солоноватым, насыщенным минералами - более девяти граммов на литр. Но стоки, сбрасываемые в Смолино, опреснили его воду. Правда, некоторые специалисты уверяют, что озеро еще способно к самоочищению. Однако этот процесс очень долгий, и, чтобы он начался, надо запретить всю хозяйственную деятельность на берегах, что в нынешних условиях невозможно, - так что водоем утратил охранный статус. Такие "жемчужины", как Тургояк, Зюраткуль, Увильды, и другие уникальные озера останутся под защитой властей. Скорее всего, охрана даже усилится. Из 37 уголовных дел, возбужденных в прошлом году по фактам нарушения режима особо охраняемых территорий, большая часть касается именно водоемов - это незаконная застройка и загрязнение сточными хозяйственнобытовыми водами.
Защита памятников природы - дело хлопотное и требует не только финансовых затрат, но и соблюдения многих юридических формальностей. Одна из них - уточнение границ памятников. Сегодня согласованы рубежи пока лишь 40 объектов. Там, где территории окончательно определены, запрещен отвод новых земельных участков. Как ни странно, чем больше площади памятников, тем проще контролировать охранный режим, - особенно если дело касается водоемов и боров. А вот скромные, небольшие объекты могут исчезнуть просто так - не по причине потери статуса, а от рук человека. Непосредственно вблизи некогда красивейших Синих родников расположился водозабор города Миньяра. Территория захламлена, и местные жители даже не подозревают, что живут возле памятника природы.
Топазные россыпи
Что же касается "новичков", то из объектов, что могут получить статус памятника, прежде всего называют Серпиевский пещерный град возле КатавИвановска и горный хребет Зигальга близ реки Юрюзани, где сохранился ландшафт ледникового периода. Пополнить список может и "Русская Бразилия" - долина речки Каменки в Пласте. Здесь находят прозрачные и розовые топазы, фиолетоворозовые аметисты, зеленоватые эвклазы, красные и белые корунды, алмазы и золото. "Русская Бразилия" войдет в список минеральных копей - своего рода природных шкатулок. Среди этих памятников - поистине уникальные, к примеру Ахматовская копь в окрестностях Таганая, открытая еще в начале XIX века. Или Жуковская вблизи Пласта - единственная в России копь розовых топазов. Промышленной ценности эти объекты давно не представляют, но они интересны ученым. Однако копи практически не охраняются, все перерыто любителями ценных минералов.
В списке памятников природы областного значения мы обнаружили "выходы вулканической лавы подводного морского образования" в Магнитогорске, возле металлургического комбината. Выяснить, какова ценность этого объекта, нам не удалось. Возле памятника никакой таблички, рядом трамвайное
кольцо.
Вообще с охраной геологических памятников на Южном Урале дело обстоит далеко не блестяще. Особенно это касается пещер, коими так богата Челябинская область. Разумеется, хозяйственной деятельности там не ведется, но своды изрисованы и закопчены туристами. Чтобы сохранить иные пещеры, достаточно установить прочные решетки, но нет средств. Другие же нуждаются в особой охране - с кордонами. Знаменитая Игнатиевская пещера в КатавИвановском районе - один из девяти уникальных во всем мире памятников палеолита, где были найдены рисунки древнего человека, которым более 14 тысяч лет. И прямо поверх этих изображений туристы оставляют свои автографы. Возможно, после включения в реестр памятников пещеры будут взяты под особую охрану.
Евгений Чибилев, кандидат биологических наук:
- Большинство памятников природы в Челябинской области были объявлены таковыми в прошлом веке скорее декларативно. При этом в положения о памятниках природы не включали правил поведения человека на этих территориях.
Александр Логунов, старший научный сотрудник Ильменского заповедника:
- В числе памятников, что могут быть исключены из реестра, Санарский бор. Но не потому, что мы ставим под сомнение уникальность объекта, просто он находится на территории Санарского заказника, который уже носит статус особо охраняемой территории. Получается своего рода матрешка, и такие казусы мы будем исключать из списка. Но есть предложения и по включению в реестр новых объектов. К примеру, гора Магнитная. Конечно, не сама гора, а то, что от нее осталось. Промышленной ценности Магнитная не представляет - оставшихся рудных запасов металлургическому комбинату хватит только на две недели. Этот резерв неприкосновенен и может представлять интерес для ученых.