14.01.2008 07:00
    Поделиться

    В столице введены специальные магнитные карточки на парковку

    На московских парковках вместо привычных денежных купюр будут принимать специальные пластиковые карточки с бело-синей надписью "Город". На выбор: с лимитом на 120 или 300 рублей. Этой карточки должно хватить на оплату от трех до семи парковок за автостоянку внутри Садового кольца.

    Корреспондент "Российской газеты" решил выяснить, как на деле действует новая система по принципу "у кого карта - тому и место". Невиданные доселе парковочные магнитки обнаружились, на удивление, быстро: их продавали в киосках "Алло" вместе с телефонными и интернет-картами. Правда, киоскер долго искала диковинный кусочек пластика: я оказалась первой из попросивших показать это новшество. И тем не менее вскоре выяснилось, что говорить о безоговорочном переходе на магнитный безнал всех городских парковок пока рано. Проехав по самым известным стоянкам в центре столицы, я убедилась: вполне можно обойтись и без карточки.

    Как и раньше, несущие уличную вахту люди в желтых жилетах привычно брали за место у бордюра полсотни рублей безо всякой магнитки и чека. Впрочем, про новую безналичную систему многие из них уже знали, но отзывались о ней скептически. Мол, очередной эксперимент, только на этот раз с участием карточки, не заменит и не изменит сложившегося в Москве правила: хочешь удобное место и машину в сохранности - плати за услуги по договорной цене. Так по-свойски объяснили мне на Тверской улице, где отбоя от клиентов на парковках не было и нет.

    Но в московском департаменте транспорта и связи уверены, что дни такой вольницы сочтены: до конца января на всех городских парковках появятся специально обученные люди. Вместо денег они будут брать у водителя карточку и проводить ее через специальный переносной паркомат, сильно напоминающий терминал для банковских кредиток в магазине. Эта техника фиксирует, сколько денег ушло с карточки на специальный сервер и куда.

    Таким образом, контролировать расчеты станет куда проще, рассудили власти. Город уже закупил 300 паркоматов и более полумиллиона магниток. Причем счет на карточке можно будет пополнять, чтобы каждый раз не покупать новую. А чтобы техника в неумелых руках не вышла из строя раньше времени, уже набрали новых парковщиков, которых теперь гордо именуют "операторами": их начали обучать еще в ноябре.

    "Не сомневайтесь, эти карточки не размагнитятся и не обнулятся, мы их протестировали", - успокаивает Валерий Горчаков, заместитель гендиректора управляющей компании "Мосавтолегтранс", которая отвечает за обслуживание карты "Город". Ну а если претензии к магниткам или к операторам паркоматов у автомобилистов все же возникнут, ведь система-то новая, а карточка денег стоит? "Тогда можно и нужно звонить на "горячую линию" службы платных парковок", - проясняет ситуацию Мария Проценко, пресс-секретарь департамента транспорта и связи. Теперь дело за главным - переоборудовать городские стоянки, чтобы водители не гадали, где городская парковка по карточкам, а где - частная, с живыми деньгами. Пока что отличить одни от других на глаз крайне сложно. Но к 1 февраля, как пообещали корреспонденту "РГ" в департаменте, знаки отличия появятся в виде небольших информационных табличек с тем же логотипом, что и на платежной карточке - сине-белое слово "Город".

    Цель этих карточных метаморфоз известна - власти упорно стремятся избавиться от нелегальных поборов парковщиков сверх установленных властями тарифов. Напомним, что поднимать их власти пока не собираются. В соответствии с ними час парковки в пределах Садового кольца пока стоит 40 рублей, от Садового до Третьего транспортного кольца - 30, далее - 25 рублей. Но, как показывает практика, эти официальные тарифы воспринимаются чаще всего лишь как начальная цена, особенно в оживленных местах, где места для парковки днем с огнем не сыскать.

    Изменит ли ситуацию магнитка? Этот вопрос я адресовала бывалым парковщикам без паркоматов, которых власти обещают в течение ближайших месяцев оттеснить от тротуара в центре Москвы. Они не скрывали злорадства: "А кто помешает и новым оператором брать деньги сверх этой карточки на вкусном месте, если человеку надо срочно поставить машину?"

    "Безусловно, отсутствие посредника при оплате - положительная мера", - считает правозащитник Виктор Похмелкин. По его словам, очень важно, чтобы власти смогли грамотно проинформировать автомобилистов и обеспечить быстрый доступ к картам оплаты, которые продаются не всегда поблизости от парковки. Иначе плохая осведомленность водителей и отсутствие возможности рассчитаться "безналом" в первое время может привести к злоупотреблению полномочиями сотрудников парковки.

    Других же правозащитников обязательная плата за парковку смущает в любом виде: и в наличном, и в безналичном. Их логика проста: до сих пор в законе нет юридического термина "парковка", а значит, люди не обязаны за нее платить.

    Между тем столичные депутаты не согласны с такой трактовкой на том основании, что на уровне столичного правительства и столичного парламента уже принята концепция парковочного пространства и парковки по безналичному расчету - одно из главных ее звеньев. "Как только новая система заработает и москвичи войдут во вкус, то с вокзальных площадей, где сейчас фактически невозможно припарковаться простому москвичу, левые парковщики и бомбилы вынуждены будут уйти", - уверена Мария Проценко.

    Поделиться