В Екатеринбурге разгорелся скандал из-за сноса памятников

Нешуточные страсти разгорелись после того, как стала достоянием гласности ксерокопия письма губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя, адресованного руководителю Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаилу Швыдкому.

К письму на двух страничках прилагался перечень 54-х объектов исторического и культурного наследия в Екатеринбурге, которые Россель предлагает снести.

Губернатор своим письмом, датированным еще августом прошлого года, предлагает снять с государственной охраны и исключить из Единого государственного реестра объектов культурного наследия народов Российской Федерации сразу 54 достопримечательности Екатеринбурга. Но, поскольку информация об этом просочилась в прессу только сейчас, возмутившаяся общественность решила, что "секвестирование" памятников истории, культуры и архитектуры властями решено было провести втихую, без ведома горожан. Особенно зацепила краеведов фраза из письма: "Исключение этих объектов из числа памятников не скажется на архитектурном облике Екатеринбурга".

Здания, которые в письме упорно именуются лишь объектами, знали многие жители Екатеринбурга. Они построены еще в том, старом Екатеринбурге, когда он не был даже Свердловском. Это, например, усадьба Строганова с флигелем на улице Карла Либкнехта, дом с мезонином на улице Венгерских коммунаров, дом ювелира Афиногенова и еще несколько деревянных особняков, расположенных на улице Февральской революции. Все это - центр города, где земля, занятая старыми постройками, стоит ныне баснословных денег. И свердловский губернатор в письме не скрывает, что хотел бы освободить эти площадки под новое строительство.

Столица Урала действительно в последние годы бурно растет, развивается вверх и вширь. Мест под новостройки в центре нет, каждую "точку" застройщикам приходится выбивать у мэрии под шумное недовольство горожан. А тут столько земли пропадает.

"Часть объектов в настоящее время утрачена в результате естественного разрушения - полного износа конструкций, пожаров, а часть не представляет художественной ценности, и их историческая ценность сомнительна", - говорится в письме Росселя.

Первое из этих утверждений неоспоримо. Фактически исчезла с лица земли, например, знаменитая усадьба Фальковского. На ее месте вознесся небоскреб-развлекательный центр. Мало что осталось от дома, в котором жил писатель Аркадий Гайдар. Но ведь нельзя назвать не имеющими исторической ценности, скажем, первую явочную квартиру Якова Свердлова на улице Малышева или здание штаба Красной гвардии, подпольных типографий большевиков, старообрядческой часовни. За ними просто не следили как надо, и довели до крайнего запустения. Теперь можно и снести.

Сам губернатор, отвечая на вопросы журналистов, так прокомментировал ситуацию:

- Есть памятники, которые появились, когда у нас была однопартийная система. Какой-то большевик в таком-то здании два раза побывал - и дом уже памятник. Ну, если это памятник, то по закону должны выделяться деньги на его содержание. Нет этого. А проблема есть. Скажем, стоит на улице Малышева такой памятник - старый жилой дом. Его сносить надо, потому что люди в нем живут в нечеловеческих условиях. Мы готовы строить им новые квартиры, но не можем снести этот дом, потому что памятник. И таких много, особенно в центре города.

Ряд объектов губернатор предлагает реконструировать, оставив фасадную часть, а внутри все переделать. Предлагает часть их перенести на новые площадки "…в связи с невозможностью сохранения этих объектов на существующих участках". Но замминистра культуры Олег Губкин считает идею переноса зданий практически неосуществимой: это очень дорого, к тому же нет подобного опыта и законодательного механизма.

Власти города и области по поводу "стирания" сомнительных памятников никакого беспокойства не испытывают.

- Странно, почему вообще возник шум вокруг этого, - сказали "РГ" в администрации губернатора. - Да, было такое письмо, еще летом оно направлено господину Швыдкому. А что тут незаконного? Почти всех этих зданий в природе уже не существует, одни развалины. Или на их фундаментах стоят уже другие дома. Мы готовимся к саммиту ШОС, который пройдет в Екатеринбурге летом 2009 года, и поэтому расчищаем гостевые маршруты от старых построек. Ответ на письмо, кстати, еще не получен.

Губернатор весьма недоволен тем, что вопрос на федеральном уровне так долго не решается. Он удручен бюрократической волокитой вокруг этого. Сроки поджимают, "а ведь ШОС у нас никто не отменял", говорит он.

Фотокорреспондент "РГ" со злополучным перечнем в руках обошел несколько адресов памятников и ничего не нашел для съемки. Даже сносить нечего. То есть по факту получается, что дом с мезонином не нужен… поскольку его уже нет.

комментарий

Наталья Ветрова, министр культуры Свердловской области:

- Наши специалисты провели мониторинг современного состояния объектов культурного наследия в Екатеринбурге. В результате были выявлены 26 памятников, полностью утраченных за 40 с лишним лет - в период с 1960 по 2006 годы. Причины этого - самые разные, в основном пожары.

В отношении перечня 54 объектов культурного наследия, о которых идет речь, в настоящее время осуществляется проверка данных о включенных в него памятниках. Она будет завершена в феврале 2008 года.

Работа по выявлению утраченных памятников, так же, как и по включению в реестр вновь выявленных объектов культурного наследия, в Свердловской области продолжается. И необходимо отметить, что с 1960-го по 2001 годы на территории области были поставлены на государственную охрану 1228 памятников истории и культуры, из которых 279 - объекты археологического наследия, а 949 - объекты недвижимости, включающие архитектурные комплексы, отдельные здания, сооружения и объекты монументально-декоративного искусства. Во многом возрождение памятников стало возможным благодаря именно усилиям губернатора.