На фоне неизбежно приближающегося самопровозглашения независимости Косово на международной арене, похоже, разыгрывается настоящая детективная история со всеми атрибутами жанра: шантаж, угрозы, недоверие, подозрения, ссоры, опасность возникновения кризиса и стойкий запах пороха.
Действующими лицами по сюжету стали Сербия, Косово и Евросоюз. Место действия - Балканы.
После быстро схлынувшей эйфории, царившей в Евросоюзе по поводу победы Бориса Тадича на президентских выборах в Сербии, наступили суровые будни, которые вот-вот могут привести к правительственному кризису.
Дело в том, что Брюссель, поставив на проевропейского Тадича, надеялся навязать Белграду подписание договоров с Евросоюзом об ассоциированном членстве и облегчении визового режима в обмен на официальное согласие Сербии разместить в Косово новую европейскую миссию. Ей предстояло сменить действующую в настоящее время миссию ооновскую. На практике это автоматически подразумевало отказ Белграда от дальнейших попыток удерживать Косово в составе Сербии. Таким образом, по иронии международных юридических тонкостей, Сербия формально оказалась бы первым государством, которое косвенно признало независимость своего края Косово. Прекрасно понимая истинные цели предлагаемой ЕС "сладкой морковки", премьер Сербии Воислав Коштуница заявил, что твердо намерен всеми силами бороться против такого "демократического подхода" Брюсселя. Он также сообщил, что парламент Сербии никогда не проголосует за ратификацию этого унизительного соглашения.
Намеченное на 7 февраля заседание сербской скупщины, на котором должен был обсуждаться вопрос о заключении договора с ЕС, отменено по требованию Коштуницы. Обещавший содействие в заключении такой сделки Тадич оказался в крайне сложном положении - его подпись под договором с ЕС не будет легитимной. Обострившиеся разногласия между Коштуницей и Тадичем грозят перерасти в масштабный внутриполитический кризис, роспуск парламента и объявление о проведении досрочных выборов. Ведь недаром проигравший президентскую гонку Томислав Николич сказал, что еще не все потеряно и "в мае, а может быть, и раньше страну ждут парламентские выборы".
Брюссель мгновенно отреагировал на "плохое поведение Коштуницы". Председатель комиссии Евросоюза по расширению Оли Ренн уже заявил, что договор об ассоциированном членстве с Сербией в ближайшее время подписан не будет, выразив при этом сожаление, что, мол, "не все сербские политики понимают выгоды и преимущества европейских демократических перспектив для своей страны".
Занервничали и косовские албанцы. Им же обещали, что сразу после президентских выборов в Сербии они получат "отмашку" на провозглашение независимости. В Косово никто не сомневается, что внутриполитические передряги в Сербии инициируются намеренно, скоординированно и имеют единственную цель - как можно дольше блокировать процесс решения о независимости Косово. Теперь Приштина опасается, что Брюссель может попросить албанское руководство края подождать еще немного.
Такие задержки чреваты неконтролируемой вспышкой массовых протестов косовских албанцев, которые могут перерасти в антисербские погромы и нападения на международные миссии. Тем не менее внешне Приштина реагирует на ситуацию в Сербии подчеркнуто сдержанно. Официальные лица твердят, что это внутреннее дело Белграда и никакие события там не окажут влияния на объявление независимости Косово. Так, аналитик Дукаджин Горани убежден: внутриполитический кризис в Сербии - это вечная история, так как жители этой страны никогда не смогут определиться, в каком направлении двигаться.
Между тем
косовское правительство уже выделило миллион евро на организацию торжественных мероприятий по случаю празднования Дня независимости Косово. На них планируется пригласить официальных лиц США, Евросоюза и Албании. Поговаривают даже, что персональные приглашения будут направлены экс-президенту США Биллу Клинтону, бывшему госсекретарю США Мадлен Олбрайт, генералу Уэсли Кларку, экс-премьеру Великобритании Тони Блэру.