Около 80 процентов всех денег, которые приходят в нашу экономику из-за рубежа, составляют иностранные кредиты, а не инвестиции, сообщил вчера вице-президент Ассоциации региональных банков России Владимир Гамза. По его словам, российские предприятия и банки заняли за рубежом уже свыше 420 миллиардов долларов. Причем в последние два года мы занимали за рубежом ровно столько, сколько отправляли за границу в виде международных резервов.
Таким образом, по словам Владимира Гамзы, Россия сама обеспечивает зарубежную "кредитную базу" для наших корпоративных заемщиков. Причем российские предприятия и банки занимают эти деньги под гораздо большие проценты, чем те, которые платят Центробанку и правительству иностранцы за размещение международных резервов.
Размеры иностранных денежных средств в российских банках сегодня в два раза превышают депозиты юридических лиц и почти приближаются к объему вкладов населения, то есть к 3 триллионам рублей. И хотя объем денежной ликвидности в российской банковской системе - около триллиона рублей, вполне позволяет обслуживать эти долги, в отдельные моменты у банков могут возникнуть проблемы с деньгами на текущие платежи по кредитам. Например, в марте, когда, как сообщила банковский экономист Наталия Орлова, наступает срок выплат кредитных организаций по внешнему долгу в размере свыше 16 миллиардов долларов. Или в апреле, когда банки будут выплачивать квартальный НДС - порядка 400 миллиардов рублей налогов.
Между тем Центробанк не дремлет. По словам первого зам преда Банка России Алексея Улюкаева, в марте - апреле ЦБ ожидает повышенного спроса банков на ликвидность - до 400 млрд рублей в день, и готов удовлетворить эти их потребности в краткосрочных деньгах. Более того, по информации Алексея Улюкаева, ЦБ готов ежедневно предоставлять банкам до 700 миллиардов дополнительной ликвидности. Однако, как считают эксперты, проблема долгосрочного обеспечения банков денежными ресурсами - так называемого "фондирования"- по-прежнему не решена. Проблема осложняется еще и тем, что депозиты населения в банках на сумму 210 миллиардов в долларовом эквиваленте - весьма ненадежное обеспечение, считает Наталия Орлова. Ведь большинство из них попадают под категорию "до востребования" и могут быть сняты при первом появлении симптомов кризиса. По мнению Орловой, для обеспечения большей надежности депозитов населения сегодня вполне можно поднять планку страхового покрытия по вкладам граждан с 400 до 700 тысяч рублей.
Банкиры и эксперты пытаются найти и другие выходы из создавшейся ситуации. По мнению Владимира Гамзы, обеспечить фондирование банков могли бы деньги Стабфонда, ныне поделенного на Фонд национального благосостояния и Фонд развития. Но проблема в том, что пока эти деньги практически не работают в экономике. Хуже того, нефтяные сверхдоходы зачисляются на счета правительства в ЦБ в рублях, поэтому нефтедоллары сначала попадают на отечественный валютный рынок, оказывая давление на курс рубля, а затем уходят с него и больше в российскую экономику не возвращаются. Сейчас "стабилизационные" деньги растут порядка 40 процентов в год. По словам Алексея Улюкаева, в конце прошлого года прирост международных резервов происходил только за счет Стабфонда.
Для решения этой проблемы Гамза предлагает зачислять деньги на счета ЦБ в валюте, минуя рынок. Кроме того, по его мнению, искусственно изъятая часть российского ВВП, какой являются "стабилизационные" деньги, должна работать в экономике страны.
Тем временем, как сообщил вчера Алексей Улюкаев, укрепление реального эффективного курса рубля, то есть его покупательной способности, в этом году не превысит 5 процентов. А это значит, что, несмотря на настойчивые советы зарубежных экспертов, ЦБ не будет укреплять рубль для борьбы с инфляцией, а станет продолжать удерживать его от излишнего роста, защищая российских производителей. По словам Улюкаева, те темпы укрепления рубля, которые наблюдаются в последнее время - его пятипроцентный годовой рост, приемлемы для российской экономики и не оказывают на нее негативного воздействия. Однако Центробанк видит ряд симптомов "перегрева" экономики, связанных с большим потребительским спросом и превышением роста доходов над производительностью труда. Опасно и то, что рост инвестиций в российскую экономику происходит не за счет частных средств отечественных инвесторов, а за счет внешних источников и денег бюджета.