После 15-летнего перерыва российские стратегические бомбардировщики возобновили воздушное патрулирование над Атлантикой и Тихим океаном. В выполнении этой задачи участвовали летчики из Энгельса.
Гагаринская вышка
На заснеженном аэродроме под Энгельсом идут учебные полеты. Издалека видно, как на взлетную полосу один за другим выруливает краса и гордость российской дальней авиации - бомбардировщики-ракетоносцы ТУ-160. Когда смотришь на взлетающий самолет, становится понятно, почему их прозвали "белыми лебедями". Бомбардировщики поднимаются в воздух, пробежав лишь часть взлетной полосы. Это значит, объясняет помощник командира дивизии Юрий Помелов, что они налегке, с небольшим запасом горючего.
Полеты сегодня недальние, проходят над территорией Саратовской области, каждый летчик должен отработать определенное число взлетов и посадок. Однако в последнее время наши самолеты побывали над Атлантическим океаном, Северным, Норвежским, Средиземным и Черным морями.
С ответными визитами сюда тут же хлынули иностранные корреспонденты. За последние месяцы в Энгельс приезжали тележурналисты из Японии, Великобритании, Франции, Германии, Норвегии. Китайский журналист снял часовой фильм об Энгельсской дивизии дальней авиации и пообещал: мол, наше правительство обязательно закажет у вас такие же самолеты.
А вот из пишущих российских журналистов, побывавших в дивизии за последнее время, корреспонденты "Российской газеты" - первые.
Военная база под Энгельсом - место для российской авиации особое. В нескольких сотнях шагов от штаба дивизии дальней авиации - старая вышка для парашютных прыжков. С этой вышки учились прыгать члены первого отряда космонавтов - Гагарин, Титов, Комаров. А в здании штаба во время войны легендарная Марина Раскова формировала свои женские полки. Узкие коридоры штаба меряли своими шагами 190 Героев Советского Союза, которые служили в летных частях, размещавшихся на территории аэродрома.
В постперестроечные времена на базе начался малозаметный поначалу процесс собирания российской военной авиации, сюда переводились летные части, поштучно собирались опытные пилоты и самолеты.
Воздушное со-общение
Возобновление в августе прошлого года воздушного патрулирования российских бомбардировщиков над Атлантикой и Тихим океаном с военных аэродромов Энгельса в Поволжье и Украинки на Дальнем Востоке вызвало ажиотаж в иностранной прессе.
- Хотя никаким сюрпризом для западных государств это не было, о всех таких полетах в соответствии с международными договоренностями авиационные службы предупреждаются заранее, - рассказывает командир 22-й гвардейской Донбасской тяжелой бомбардировочной дивизии, дислоцированной на авиабазе в Энгельсе, генерал-майор Александр Блаженко.
Наши бомбардировщики-ракетоносцы летают в нейтральном воздушном пространстве, не приближаясь к границам иностранных государств. Маршруты и эшелоны движения - высота, на которой проводятся полеты, не совпадают с высотами и маршрутами гражданской авиации. В полете бомбардировщики иногда находятся до 14 часов. В основном воздушное патрулирование осуществляется парами самолетов - ТУ-95МС, ТУ-22М3 или ТУ-160. Хотя за прошедшие месяцы был ряд полетов, когда в воздухе над Атлантикой находились по 12, 17 и даже 20 бомбардировщиков одновременно.
- Полеты проходят в районах интересов российского государства, где, на наш взгляд, возможно боевое применение авиации. Такие районы военные летчики должны осваивать и знать, чтобы в случае необходимости защитить интересы государства эффективно и с наименьшими потерями, - объясняет командир дивизии.
Практически каждый вылет наши самолеты сопровождают истребители стран НАТО: американские F-15, F-2000, английские "Торнадо" и французские "Миражи". Иногда самолеты подходят к нашим бомбардировщикам на расстояние 3-5 метров. Не расценивают ли наши пилоты это как провокацию? Оказывается, нет.
- Такие подходы, может быть, и нарушают принятые международные правила, но они осуществляются не из желания нас запугать, а скорее из стремления продемонстрировать свое мастерство. Ну, и из определенного любопытства, конечно… Более чем уверен, что наши полеты имеют для них особый интерес еще и потому, что за последние 15 лет им не приходилось летать в таком тесном контакте с соперником. Там ведь тоже сменилось поколение летчиков, и те, кто летает сейчас, не сопровождали наши бомбардировщики в советские времена, - говорит генерал.
Сами российские пилоты рассказывают, что помимо выполнения задач сопровождения или "перехвата" российских бомбардировщиков, пилотами НАТО зачастую движет обычное человеческое желание рассмотреть российских партнеров поближе. У английских летчиков, например, свой стиль общения - они обязательно стремятся поприветствовать русских коллег, вскидывая руку.
- У нас есть радиоволна, на которую можно выйти и порекомендовать истребителю отойти на безопасное расстояние, но ни разу российские экипажи этим не воспользовались, потому что не было необходимости, - рассказывает старший штурман авиаполка ТУ-95МС подполковник Андрей Лапочкин.
"За угол" и "в бутылку"
Самым старшим летчикам из тех, кто сегодня поднимает в воздух стратегические бомбардировщики, по 40-45 лет. Они еще успели полетать в советские времена. В том числе к тем же берегам Западной Европы и Северной Америки. Эти перелеты с давних пор носят у летчиков особые названия. Так, полет в Северную Атлантику называется "за угол", поскольку самолеты сначала уходят строго на север, а потом под углом 90 градусов сворачивают на запад. А полет над водами Северного моря, с трех сторон окруженного берегами европейских государств, российские авиаторы прозвали заходом "в бутылку".
Командир дивизии Александр Блаженко уверен: это большое счастье, что не произошло разрыва поколений, что в авиации все-таки остались те, кто может обучить молодежь. Таких пилотов в дивизии сегодня процентов 10 -15, но их роль незаменима.
Например, подполковник Игорь Скитский, командир эскадрильи красавцев ТУ-160, - летчик в третьем поколении. Сын у него тоже летчик, служит в другом подразделении полка. В 1991 году Скитский служил на Украине и был в числе тех офицеров, кто не захотел принимать новую присягу и оказался на базе военной авиации в Энгельсе.
Подполковник Андрей Лапочкин - почти ровесник Скитского. В 1998 году он был в числе тех, летчиков, кто перегонял из Моздока в Энгельс эскадрилью бомбардировщиков-ракетоносцев ТУ-95МС, которые наряду с "белыми лебедями" теперь составляют одну из основных и, может быть, главную ударную силу нынешней дальней авиации. По натовской классификации ТУ-95МС - "медведи". Машина не столь красива, как ТУ-160, но у летчиков считается исключительно надежной.
"Потерянные" и "везунчики"
Наверное, труднее всего было тем, кто приходил в авиацию и 15, и пять лет назад и годами сидел на земле без полетов. Тогда было вообще не понятно, нужна ли нашей стране стратегическая авиация. Многие не выдержали и ушли. Были случаи, когда летчики переходили служить в танковые войска, многие увольнялись из армии.
Александр Нагорный закончил военно-авиационное училище в 1997 году. Сначала летал на транспортных самолетах, потом переквалифицировался в бомбардировщики. Пять лет отслужил на базе дальней авиации Украинка на Дальнем Востоке. Ему, он уверен, повезло - молодой летчик оказался помощником на самолете командира полка, поэтому, хоть и редко, удавалось подниматься в небо. Сейчас он командир отряда в полку бомбардировщиков ТУ-95МС, за последний год налет - 160 часов, а раньше за весь год выходило лишь по 30-40. А вот летчики, закончившие военные училища и пришедшие в авиацию за два последних года, считаются везунчиками: ведь они сразу могли начать с полетов.
Антон Шахаров в 26 лет стал самым молодым командиром корабля в дальней авиации и уже успел пустить авиационную крылатую ракету. Учебные запуски ракет считаются "венцом" в боевой подготовке летчиков. Но мероприятие это очень дорогостоящее, поэтому чаще производятся тактические запуски ракет. То есть экипаж выполняет все необходимые действия, отдаются все команды, исключая самую последнюю.
ТУ-95МС под командованием майора Шахарова участвовал и в последних, недавно закончившихся совместных с Северным морским флотом учениях. Во время похода в акваторию Баренцева моря бомбардировщики выполнили особое задание - обнаружили группировку кораблей.
С "Донбасской" на Аляску
На бытовые проблемы командиры кораблей, с которыми я разговаривал, не жаловались, хотя и не скрывали, что они есть. Например, деньги, которые выделяются по сертификатам, составляют сегодня лишь четвертую, в лучшем случае - третью часть стоимости жилья. Так что многие летчики по-прежнему предпочитают получать служебные квартиры вместо сертификатов. В энгельсском гарнизоне ситуация с жильем не столь острая. Очередь, хоть и большая, постепенно продвигается. На улице имени Черниговской дивизии сдаются новые дома, очередное новоселье ожидается в мае. Летчики шутят, что улицу уже можно переименовывать из Черниговской в Донбасскую - по месту службы большинства ее нынешних жильцов.
А вот самой серьезной проблемой в соединении летчики считают небольшой размер заработной платы наземного персонала: офицеров авиационных баз, инженеров-техников, которые обслуживают бомбардировщики.
В этом году маршруты воздушного патрулирования у летчиков дивизии расширятся. Предполагается, что энгельсские ракетоносцы будут совершать полеты с дальневосточной базы Украинка над Тихоокеанском бассейном. Так что энгельсским авиаторам в нынешнем году, возможно, придется прокладывать воздушные пути до Аляски, Алеутских островов, Канады и даже до острова Гуам на Филиппинах, где находится военная база США.