В столице Албании Тиране первое утро косовской независимости встретили так, будто накануне ничего особенного не случилось: жизнь плавно перетекла из вчерашних торжеств в сегодняшние будни. Люди, как обычно, пьют кофе и обсуждают грядущее подорожание электроэнергии, запланированное на первое марта.
Кое-где по-прежнему висят флаги, напоминающие о "самом великом событии в албанской истории с 1912 года" (появление на карте мира албанского государства, кстати, в границах той самой Великой Албании - прим. "РГ").
Продавец в овощной лавке, поздоровавшись со старым знакомым, корреспондентом "РГ", с улыбкой, но вовсе не злорадно говорит: "Ну что, получили сербы. Так им и надо! Они нас, албанцев, все время унижали".
Интересно, что для большинства албанцев, будем говорить о простых и далеких от международной политике людях, провозглашенная независимость Косово воспринимается совсем не как образование нового государства. Здесь само понятие государства имеет несколько иное значение - это территория, на которой компактно проживает народ, в данном случае албанцы. То есть, мы пришли, построили дома - все, это мое государство. Поэтому, в основном, произошедшее в воскресенье событие комментируется следующим образом: "Косово - это наша земля, там всегда жили албанцы, а сербы пришли, напали и нас завоевали. Мы не хотели жить под их славянским гнетом, боролись, и вот - освободились".
Премьер-министр Албании Сали Бериша, чуть ли не плакавший перед телевизором, внимательно слушая речь Хашима Тачи, сказал сразу после оглашения декларации независимости Косово: "Сегодня произошло настоящее рождение нации". Министр иностранных дел Албании Люльзим Баша в своей эмоционально-поздравительной речи сказал, что независимость Косово - это свершившийся факт, и что никакие попытки России заблокировать признание суверенитете Косово другими странами не будут иметь эффекта. "Намерение Москвы распространить косовский случай в качестве прецедента постсоветское пространство не будет поддержано международным сообществом", - заключил глава албанского МИД.
Ожидается, что в ближайшее время независимость официально признают США, Германия, Франция и Италия. Собственно Албания пока не торопится обгонять паровоз, имея четкие указания Вашингтона "не высовываться раньше времени". На дипломатическом языке Тираны такая пассивная позиция звучит как "наше мнение косовской независимости известно, но мы будем координировать наши действия с США и ЕС".
Между тем, в Приштине наиболее горячие националистические головы, воодушевившись победой и поняв, что если очень хочется, то можно, уже выступают с призывами к отделению так называемой Чамерии, юго-западной области Греции, где до второй мировой войны компактно проживало албанское население.
Известный албанский политик, историк, писатель и философ Арбен Джафери, ушедший на пенсию лидер одной из партий албанцев Македонии комментирует независимость Косово как начало исправление исторической ошибки, сделанной великими державами в 1913 году (Лондонская Конференция послов, разделившая образованную в 1912 году Великую Албанию между соседними государствами - прим. "РГ"). "Сейчас сама история работает на воссоединение исконно албанских земель", - говорит Джафери.