Финский гравер Юхо Карьялайнен просто разделил лист бумаги на белое и черное поля. Японские художники перед этой магической простотой вставали на колени. Скандинавские мотивы Карьялайнена на Урале чувствуют себя как дома.
Юхо Карьялайнен в родной Финляндии почти что классик: профессор, автор учебников и пособий, мастерски сочетающий традиции классического европейского искусства и восточной созерцательности. Работает в давно всеми забытой технике офорта, акватинте.
В Челябинском музее искусств экспонируются 20 работ художника, объединенных в циклы "Зимняя ночь", "Обнаженная скала", "Человек и лодка".
- Карьялайнен сразу и классический, и современный художник, - рассказывает Елена Шипицына, куратор выставки. - Его мировоззрение сформировано контрастами финской природы и ландшафта: черные ночи, белый снег, озера, скалы, побережья, фьорды. А человек у Карьялайнена - та самая граница, которая проходит между светом и тьмой, между морем и сушей...
Сюжеты картин Юхо Карьялайнена просты и лаконичны донельзя, иллюстрируют его собственную жизнь. К примеру: сейчас он живет вдали от города, позади дома лес, впереди река. Сидит Карьялайнен возле своей рыбацкой лодки и часами вглядывается в безрадостную финскую даль. Отсюда и его "лодочный" цикл: над маленьким скукоженным человечком нависает похожая на отвесную скалу черная ладья. Вне пространства и вне времени, черное на белом.
Карьялайнен будет рисовать своего сына, свою жену на побережье - она и есть "Обнаженная скала". Мягкие линии, похожие на акварельные разводы, только жесткие штрихи по контуру тела отграничивают человека от сурового ландшафта. Но никогда, ни на одной из картин Юхо Карьялайнена человек не посмотрит в глаза зрителю.
- Художник очень замкнут в себе, в своем собственном мире, - говорит Елена Шипицына. - И одновременно очень раним: поэтому человек на его полотнах всегда обнажен и всегда стоит спиной к зрителю.
Кстати, замкнутость Карьялайнена до недавнего времени носила характер затворничества. Около 15 лет тому назад финский художник, до тех пор завсегдатай всевозможных выставок и бьеннале, замолчал. Так он решил бороться с засильем безвкусицы и гламура в искусстве. Сейчас, вернувшись к активному творчеству, он словно намеренно прибегает к сложной технике, минимуму цвета и бездне смысла.
Поэтому наиболее известными картинами Юхо Карьялайнена последнего периода стали абстракции. Цикл "Зимняя ночь" - лист бумаги, поделенный на черное и белое линией горизонта. Японские художники, увидевшие четыре "ночных" листа и "Поток" на персональной выставке Юхо в Новосибирске год назад, не долго думая преклонили перед ними колени. Японцы восхитились "трудно достижимой простотой" финского мастера.
Челябинские искусствоведы уверены, что уральским зрителям "Скандинавские мотивы" придутся по вкусу: менталитет у нас с финнами очень похож. И зима у нас такая же длинная, и ночи черные, и день короткий. Музейщики планируют завязать еще более тесные контакты с графической Финляндией: возможно, весной сотрудничать с Челябинским музеем искусств будет Южно-Карельский университет прикладных наук и искусств.