В Новосибирске представлен проект скоростного трамвая. Сможет ли новый вид транспорта избавить горожан от пробок на дорогах? В этом попытался разобраться корреспондент "РГ".
Прежде всего, надо пояснить, что такое скоростной трамвай и чем он отличается от тех гремящих по раздолбанным рельсам вагончиков, что сегодня являются, напротив, самым неторопливым видом новосибирского транспорта.
Справедливости ради надо заметить, что в прошлом году новосибирские трамваи (часть которых вполне уже можно сдать в антикварную лавку) начали модернизировать. Правда, ударными темпы обновления парка не назовешь. Так, за прошлый год переделке подверглись 4 вагончика, на нынешний также запланировано четыре. Ну и еще 4 новых трамвая было закуплено в рамках муниципального заказа. Впервые за много лет. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Так в чем же преимущества "легкорельсового скоростного транспорта", который в недалеком будущем, будем надеяться, появится в Новосибирске? Надеяться вроде бы можно.
Во-первых, перспективные линии "наземного метро" вошли в Генплан развития Новосибирска, рассчитанный до 2020 года.
Во-вторых, на проектирование трасс и подстанций для скоростных трамваев в рамках трехлетнего бюджета уже запланированы средства: в 2009 году - 38 миллионов рублей, в 2010 году - 22 миллиона.
Ну и в-третьих, схему будущих линий скоростного трамвая представили новосибирцам.
Главное, чем он отличается от обычного трамвая, - его рельсы практически не пересекаются с автодорогами. Это позволяет развивать достаточно высокую скорость - до 80 километров в час. При этом у скоростного трамвая достаточно длинные перегоны и большее число вагонов. Можно сказать, что он является наземной и более дешевой альтернативой метрополитена. Впрочем, полностью заменить подземку даже самый скоростной трамвай не в состоянии. По оценкам специалистов, этот вид транспорта оптимален при пассажиропотоках 10-20 тысяч человек в час. Метро же способно перевозить в разы больше. Для сравнения: у обычного трамвая потолок - 10 тысяч пассажиров в час. Но главное преимущество нового вида транспорта - быстрота перевозок.
Высокую скорость движения, как сообщил начальник Управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Валерий Новоселов, обеспечивает не столько новый подвижной состав, сколько особая организация выделенных трамвайных линий и технические решения по созданию специальных пунктов посадки и высадки пассажиров. "Это позволяет трамваю обрести свойства метрополитена, не подверженного влиянию автомобильных пробок", - отметил Новоселов.
Теперь о том, куда повезет пассажиров новый трамвай. Проектировщики наметили четыре линии. Первоочередная из них должна решить транспортные проблемы жителей микрорайонов Затулинский и ОбьГЭС. Маршрут проляжет от станции метро "Площадь Маркса" через Затулинку, Южные Чемы и поселок Краснообск до ОбьГЭС. При этом придется построить 12,4 километра новых путей и модернизировать часть действующих. Время в пути, по оценке проектировщиков, составит 35-40 минут.
Вторая линия призвана облегчить жизнь жителям самого крупного района Новосибирска - Ленинского. Она пройдет через Горский, Троллейный и Западный жилмассивы и завершится на будущей станции метро "Южная". Правда, для запуска "Южной" надо построить еще как минимум две станции метрополитена на данном направлении. Здесь необходимо проложить 4,2 километра новых путей, а также реконструировать 5,2 километра существующих.
На правом берегу скоростной трамвай будет доставлять пассажиров от станции метро "Заельцовская" до жилмассивов Родники и Снегири. Поездка должна занять не более 25 минут.
Четвертая линия скоростного трамвая должна пройти по новому мосту через Обь, который также существует пока только на бумаге. Она свяжет Октябрьский район (от улицы Волочаевской) с Кировским (до улицы Оловозаводской).
Андрей Ксензов,
начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска:
- Акцент в развитии общественного транспорта планируется сделать на электрическом транспорте, прежде всего на метрополитене и наземном горэлектротранспорте. В 2008 году на строительство станции метро "Золотая нива" городской бюджет выделит 350 миллионов рублей, областной - 100 миллионов. В прошлом году в рамках программы по модернизации транспорта куплено 23 троллейбуса и четыре трамвая. Но пересадить всех с автомобилей на общественный транспорт мы не можем, хотя за ним безусловный приоритет: он перевозит в год более 400 миллионов пассажиров. Это значительно больше, чем индивидуальные автомобили.
Кстати
Между Омском и Новосибирском планируется запустить скоростной экспресс. Сейчас подобные проекты есть только в европейской части России, но сообщение между Новосибирском и Омском является, по оценке руководства Российских железных дорог, одним из перспективных направлений. Впрочем, окончательно вопрос о запуске скоростного экспресса будет решен после анализа параметров пассажиропотока и платежеспособности потенциальных клиентов нового транспорта.