Третий день чрезвычайного положения, введенного в Ереване после субботних массовых беспорядков, прошел на удивление покойно.
Весеннее солнце, приветливые прохожие - неужели совсем недавно здесь стреляли, жгли машины и бросали камни в полицейских? И все же обстановка в армянской столице далеко не безоблачна. В этом легко убедиться, если пройтись по центру города. На площади республики и на проспекте Месропа Маштоца за прохожими наблюдают хмурые военные с автоматами. Они дежурят небольшими группами, а вокруг здания мэрии Еревана выставлено настоящее оцепление. Именно этот район сильнее всего пострадал во время беспорядков. Лишь одно из свидетельств тому - выломанные из ограды соседнего парка железные прутья. Именно их, очевидно, и использовали нападавшие на полицейских митингующие.
До вчерашнего дня в центре Еревана стояли и БТР. Но во вторник утром их все же решили вывести за пределы города. В столице осталась лишь одна бронемашина, принадлежащая военной полиции. Дежурившие возле него офицеры вежливо отказались отвечать корреспонденту "РГ" даже на самые невинные вопросы.
Последствия ночных беспорядков ощущаются не только в присутствии на улицах большого количества людей в форме. В продуктовом супермаркете "Ереван Сити" человек десять, преимущественно молодые девушки, до сих пор сметают с пола осколки стекла и без особого успеха пытаются восстановить поломанные полки.
Очевидно, что к привычной работе сотрудницы магазина вернутся еще не скоро - "Ереван Сити" выглядит так, как будто в этом отдельно взятом помещении побывал, как минимум, ураган "Катрина". "Нам нечего вам сказать! И так все видно! Если еще что-то нужно, телевизор посмотрите", - воскликнула в сердцах одна из женщин.
Два соседних магазина закрыты на ремонт, хотя их витрины уже успели восстановить. Сотрудники этих заведений от общения с журналистами также отказываются. В отличие от случайных прохожих. Многие из них, не сговариваясь, для описания субботних беспорядков употребляют одно и тоже страшное слово - война.
"Вот здесь это было, - показывает таксист по дороге из аэропорта в гостиницу. - Мы спускались по проспекту Маштоца. Хотели посмотреть, что происходит. Началась стрельба. Свернули в переулок. Последнее, что видели, - это как кареты "скорой помощи", одна за другой, увозят убитых и раненых".
Что произойдет после того, как истечет 20-дневный срок чрезвычайного положения? Ответы на этот вопрос в Ереване можно услышать самые разнообразные.
"Политическая обстановка в Армении остается очень напряженной. Это не значит, что уже на следующий день после завершения чрезвычайного положения вновь начнутся погромы и беспорядки. Однако в том или ином виде события минувшей субботы могут повториться. И поставить под угрозу само существование армянской государственности", - заявил в беседе с корреспондентом "РГ" Армен Айвазян, директор Центра стратегических исследований "Арарат".
Айвазян уверен, что власти должны продемонстрировать армянскому народу свою состоятельность, сделав определенные корректировки и во внешней, и во внутренней политике, а самое главное - в кадровых вопросах. Причем, речь не о том, чтобы принять в состав правительства ряд деятелей оппозиции. "Разного рода коалиционные правительства в Армении уже были. Но это всего лишь надстроечное решение, а нам нужно решение фундаментальное", - пояснил политолог. По его словам, политические партии Армении, как проправительственные, так и оппозиционные, не пользуются слишком большим доверием народа. Поэтому во власть следует привлечь таких людей, которым народ поверит - ничем не скомпрометировавших себя профессионалов.
Президент Армянской социологической ассоциации Геворк Погосян, в свою очередь, считает, что руководство страны справится с возникшей ситуацией. По его мнению, необходимо изолировать тех, кто способен толкать массы на противоправные действия. "Я считаю, что власти Армении вели себя очень сдержанно. На протяжении десяти дней, пока продолжались несанкционированные митинги, они пытались терпеливо договариваться с оппозицией. Но затем убедились, что это приводит лишь к обострению ситуации, а точнее - к подготовке государственного переворота", - добавил Погосян.
Что касается реальных целей, которые ставит перед собой оппозиция, по его мнению, они далеки от заявленных. "Ее задача заключается не только в том, чтобы добиться пересмотра итогов голосования. Оппозиция намерена дестабилизировать ситуацию в стране, сделать ее более уязвимой для недругов, с тем чтобы позиция Армении на международной арене была ослаблена. Скорее всего, это направлено на ослабление российского влияния, двусторонних связей Москвы и Еревана", - считает Погосян.