После завершения в 2002 году спортивной карьеры пятикратная олимпийская чемпионка и одиннадцатикратная чемпионка мира по лыжным гонкам Лариса Лазутина во второй раз стала мамой и в первый - причем во многом неожиданно для самой себя - депутатом Московской областной Думы.
Российская газета : Лариса Евгеньевна, в 2003-м ваше решение переключиться со спорта на политику было нестандартным. Это сейчас такой шаг не вызывает никакого удивления. К примеру, Светлана Журова - вице-спикер Госдумы, Антон Сихарулидзе - председатель думского комитета, а гимнастки Хоркина и Кабаева - депутаты Госдумы. Но все же многие пока не воспринимают спортсменов всерьез.
Лариса Лазутина : Вы правы, такое мнение о спортсменах в политике существует. Точно так же, как и об артистах. Но в Думу в первую очередь приходят люди. Из разных сфер деятельности, из разных профессий. Поначалу всем им, конечно, приходится сложно. И здесь все зависит от характера человека. Если он почувствует, что именно это ему нужно и как раз тут он может быть полезен, то сделает все, чтобы стать профессионалом. Если нет, то пройдет время, и он просто исчезнет с политической арены. Я не считаю, что в такой попытке попробовать себя в новом деле есть что-то страшное. Тем более можно посмотреть на всю ситуацию с другой стороны. Некоторых наших политиков знают только в России. А спортсмены - звезды мировой величины. И, возможно, их слова и поступки будут воспринимать на более высоком уровне. В общем, все зависит только от самих спортсменов, от их желания себя проявить и реализовать.
РГ : У вас такое желание было?
Лазутина : Было и желание заняться законотворчеством, и страх, что не получится, не потяну. Да у меня и сейчас не все получается. Не хватает знаний, опыта. Хотя я получила дополнительное образование, защитила диплом в Российской академии государственной службы при президенте РФ. Но мне повезло, мне в жизни встречаются хорошие люди. Это и губернатор Московской области Борис Громов, глава моего родного Одинцовского муниципального района Александр Гладышев, который и предложил мне баллотироваться в Мособлдуму. Я также благодарна коллегам-депутатам. Поддерживая и давая советы, они очень мне помогают. Теперь я председатель Комитета по вопросам образования, культуры, спорта, делам молодежи и туризма. Название длинное, направлений много. Работа непростая, зато интересная. Профессионалом себя назвать пока не могу. Но сейчас чувствую себя намного увереннее, чем несколько лет назад.
РГ : Выглядите, кстати, на 100 процентов уверенно. Деловая женщина - сильная, стильная, красивая...
Лазутина : Вы знаете, почти два года после рождения сына я спортом не занималась вообще. Поправилась тогда. Была такая пухленькая, гладенькая. Но потом увлеклась фитнесом, начала снова кататься на лыжах. Для этих занятий всегда стараюсь выкраивать время. Я считаю, когда человек говорит, что у него этого времени нет, он лукавит. Или просто не умеет распоряжаться им.
РГ : А вы легко перешли с лыжной классики на офисную? Или тоже пришлось всему учиться?
Лазутина : Я работаю в законодательном органе, что ко многому обязывает. Какое-то время я задумывалась, что надеть и какую сделать прическу. Но сейчас все само собой происходит. У меня появился свой стиль. У меня есть проверенный парикмахер, стилист, любимая фирма одежды. Женщина должна найти в себе изюминку, то, что подчеркивает ее достоинство, женственность, элегантность. Я свой имидж нашла. Он мне подходит. Чувствую себя раскованно, комфортно. То есть я нашла себя как женщина. И хочу в этом состоянии задержаться, сохраниться. Все-таки лет мне уже немало (смеется).
РГ : А как семья отреагировала на все те перемены, которые произошли в вашей жизни?
Лазутина : Муж и дети меня поддержали. Понятно, что им бы хотелось, чтобы я была дома, встречала их, кормила горячим обедом. Я же пять дней в неделю занята. А порой и выходные провожу на массовых спортивных мероприятиях. Но все перестроились. Я поставила вопрос так: это моя работа, она мне нужна, она мне нравится. К тому же это и определенный доход семьи. Они понимают, что другого образа жизни не будет. Хотя ритм, конечно, бешеный. Иногда очень устаю.
РГ : На своих близких не срываетесь?
Лазутина : У людей, которые занимают определенного уровня должности, иногда стирается грань между работой и домом. Но я стараюсь не перекладывать на родных и близких свои рабочие переживания. Я, например, как депутат часто встречаюсь с людьми, рассказывающими мне о своих проблемах. И я до сих пор не научилась закрываться, поэтому все очень близко к сердцу принимаю. Но, к счастью, от близких уже умею это скрывать, не выплескивать на них свои эмоции. Это, между прочим, тоже большое искусство.
Когда захожу домой, то становлюсь домохозяйкой, мамой, женой, женщиной. Тоже хочу внимания, отдыха, но не снимаю с себя и домашних обязанностей. Одним словом, кручусь - и на работе, и дома. Может, поэтому так и выгляжу. И без всяких диет.
РГ : Кстати, о здоровом образе жизни... Ваши дети спортом занимаются?
Лазутина : Сын Даниил - ему сейчас 4,5 года - мальчик очень активный. Энергия через край бьет. Даже квартира страдает: то люстра, то ваза. Мы его обязательно куда-нибудь определим. Но о великом спортивном будущем не думаем. Главное, чтобы вырос разносторонне и гармонично развитым ребенком. Дети должны знать компьютер, несколько языков. Дочь Алиса заканчивает школу, говорит по-английски и по-французски, играет в баскетбол, катается на лыжах, на коньках.
У нас в Подмосковье строится много спортивных объектов. Так что на выходных всей семьей получаем заряд бодрости: в фитнес-клубе, на нашей одинцовской лыжне, на катке.
РГ : Лариса Евгеньевна, о профессиональном спорте вы хотя бы иногда вспоминаете? О соревнованиях, подругах по сборной, медалях?
Лазутина : Лыжный спорт трудный. Надо много тренироваться, чтобы достичь высот. Поэтому все мои медали мне дороги, каждая по-своему. Я помню, каким трудом они доставались. И сколько радости было от побед. У меня был сильный коллектив лыжников - и девчонок, и тренеров. С Еленой Вяльбе, Анфисой Резцовой, Ольгой Завьяловой мы до сих пор поддерживаем отношения. Перезваниваемся, переживаем друг за друга. Мы ведь через многое вместе прошли, особенно через большой каторжный труд. Это были хорошие спортивные годы. Но они прошли. А жизнь на месте не стоит, надо идти дальше.