За гибель новорожденных новосибирский врач получил условный срок

Тогучинский районный суд признал заведующую местным родильным отделением Татьяну Макарову виновной в халатности, повлекшей смерть трех человек, и в нарушении санэпидрежима: в апреле 2005 года в роддоме от внутрибольничной инфекции погибли трое новорожденных.

Дети умирали один за другим: 14 апреля в реанимации скончался мальчик, 17-го - девочка, 18-го погиб еще один ребенок, проживший чуть больше недели. Судмедэксперты установили: причиной смерти младенцев стало заражение внтурибольничной инфекцией, штамм которой сформировался в отделении.

Проверка ТУ Роспотребнадзора, проведенная сразу после трагедии, обнаружила массу нарушений. В частности, в родильном отделении не соблюдалась периодичность смены антисептиков, что и позволило "расцвести" инфекции. Кроме того, в роддоме не было предоперационной и отдельного помещения для приготовления детского питания, а также отсутствовало горячее водоснабжение. Кстати, последнее нарушение, как сообщил "РГ" судья Николай Игнатенко, не устранено (!) до сих пор: горячего крана в роддоме по-прежнему нет, а есть электротитан. И чуть ли не одна на всех кружечка, которой воду из этого титана и черпают. Вот такие технологии 21 века. И уроки, извлеченные из трагедии.

- Весь коллектив больницы тяжело переживает это ЧП. Здесь судят не Макарову, а всю систему нашего здравоохранения, - заявил после очередного заседания непосредственный начальник Татьяны Макаровой, главврач Тогучинской ЦРБ Евгений Андреев.

Повод для переживаний у него, судя по всему, был: по логике, нормальные условия работы в отделениях больницы должен создавать именно главврач. Однако чтобы выяснить, кто же все-таки несет ответственность за такие нарушения, от которых умирают младенцы, правоохранительным органам потребовалось почти три года.

В суде прения сторон проходили дважды, а адвокат Татьяны Макаровой выступала восемь часов, доказывая невиновность подзащитной. По мнению защиты, завотделением не влияет ни на финансирование медучреждения, ни на его хозяйственную деятельность, не может провести в роддом горячую воду и перестроить здание. В конце концов, с этими доводами частично согласилась и прокуратура. И, тем не менее, потребовала признать Макарову виновной, лишить права работать и отправить в колонию на пять лет.

В защиту же Татьяны Макаровой выступил облздрав - по результатам служебного расследования, никаких нарушений она не допускала, а скончавшиеся дети родились недоношенными и были заражены инфекцией еще в утробе матери. "То, что три смерти произошли одновременно, - это трагическая случайность", - заявили "РГ" в областном управлении здравоохранения. Кроме того, Макарову поддерживал родной коллектив - в ходатайстве медиков, направленном в суд, говорится о заслугах заведующей отделением, которая подняла гинекологическую службу в районе на достойный уровень. Наконец, не настаивали на суровом наказании врача и матери умерших детей (две из них, кстати, уже после трагедии родили малышей все в том же отделении). Они не заявляли исков к медучреждению и вообще не проявляли особой активности. По словам одной из потерпевших, Светланы Чупак, как-то отстаивать свои права у нее не было ни сил, ни особого желания.

- Сразу было ясно, что завотделением дадут условный срок, - говорит она. - Я живу в деревне, добираться до суда мне трудно, и я не видела в этом особого смысла.

Три месяца назад Светлана родила малыша все в том же роддоме - говорит, в медучреждении мало что изменилось.        

Взвесив все "за" и "против", суд назначил опытному гинекологу условное наказание - четыре года с трехлетним испытательным сроком. А также сохранил за ней право работать. Татьяна Макарова по-прежнему, как и все эти три года, будет возглавлять отделение, где ежегодно рождается полтысячи детей. И вполне вероятно, что дождется на этом посту замены электротитана на горячий водопровод.

P. S.
Заметим, что дело Татьяны Макаровой, беспрецедентное по срокам рассмотрения, "выбилось" из общероссийской тенденции и мягкостью наказания. При рассмотрении дел о врачебной халатности (особенно если речь идет о гибели или увечьях новорожденных) российские суды все чаще выносят обвинительные приговоры с реальным, а не условным лишением свободы. Так, в Краснотурьинске главврач, "под руководством" которого погибли пятеро младенцев, был приговорен к двум годам колонии-поселения. Аналогичное наказание было назначено в Краснодаре медикам, которые "проморгали" ручку новорожденной Сони Куливец. "Большое значение имеет позиция потерпевших", - заметил на этот счет судья Николай Игнатенко.