Миллионный Волгоград бурлит вторую неделю: горожане обсуждают новость о том, что Мамаев курган обнесут забором, а за вход на главную высоту России придется платить.
С такой идеей выступил директор мемориала Александр Величкин. Это первая его инициатива на посту руководителя мемориала - Величкин возглавил его месяц назад, а до этого долгие годы был начальником управления по культуре администрации Волгоградской области. Стоит отметить, что за сорок лет существования знаменитого памятника-ансамбля "Героям Сталинградской битвы" подобная коммерческая идея никому еще в голову не приходила.
Под опекой государства
Вся территория Мамаева кургана - огромное солдатское кладбище. Строился памятник- ансамбль в течение девяти лет и считается по праву выдающимся достижением мирового монументального искусства. Курган - одно из самых посещаемых мест на планете - ежегодно поклониться памяти героев Великой Отечественной войны приходят около полутора миллионов человек. Это по-прежнему центр интернационального и военно-патриотического воспитания.
В канун празднования 65-летия Сталинградской победы - 2 февраля 2008 года - стало известно о том, что главная высота России передана под опеку государства. Теперь мемориальный комплекс на Мамаевом кургане и музей-панорама "Сталинградская битва" перешли в ведение Федерального агентства по культуре и кинематографии. Потому окончательное слово по вопросу платного входа на территорию мемориала теперь - за столицей.
Поводов для волнения нет?
Новый директор мемориала охотно дает интервью, аргументируя свою точку зрения. По мнению Александра Величкина, на самом деле поводов для волнения у горожан нет: неорганизованным посетителям, а также ветеранам и льготникам билеты покупать не придется. Новации коснутся тех, кто захочет осмотреть мемориал вместе с экскурсоводом. В какую именно сумму обойдется такая экскурсия, по словам Величкина, "еще не просчитано": может, 15 рублей, а может, и 15 долларов.
Впрочем, автор инициативы не скрывает, что к коммерческой затее его подтолкнуло бедственное состояние комплекса - из-за скудности финансирования в прежние годы.
Да и чего можно было ожидать, если за содержание и музея-панорамы, и гигантского мемориального комплекса на Мамаевом кургане долгое время отвечал местный муниципалитет. Не удалось кардинально решить проблемы с финансированием и после перевода этих учреждений на баланс региона. Теперь у них новый статус, а значит, новое финансирование: вместо прежних 42 миллионов в год теперь из госбюджета должно поступать в четыре раза больше. Однако, как считает Величкин, прежде чем наводить лоск на подведомственной ему территории, необходимо срочно определиться с ее границами. И начать надо с забора.
Не те предприниматели...
- У нас тут жуткое воровство процветает, продолжает Величкин. - Осенью и весной настоящий кошмар - и бомжи ночуют, и молодежь пиво распивает. В прошлом году, например, утащили канализационные люки, выкопали саженцы, которые высаживали ветераны во время памятных акций. Получается, проходной двор. Вот я и решил навести порядок.
Еще один весомый, на взгляд директора мемориала, аргумент в пользу забора: если появится ограда, то станет меньше проблем с предпринимателями.
В прошлом году областные власти приняли постановление, установившее официальные границы архитектурного ансамбля: за мемориалом теперь официально закреплено 17,6 гектара земли. Однако на этой территории автоматически оказались и постройки, возведенные ранее, - несколько павильончиков и автостоянка неподалеку. Для того чтобы исключить подобную ситуацию, считает директор, и нужен забор.
Хотя кое-какие коммерческие постройки, по его мнению, на территории мемориала имеют право быть. Например, несколько небольших магазинчиков, где туристы могли бы приобрести памятные сувениры и цветы. Есть и идея возвести на территории кургана выставочный центр. Но это планы на будущее.
Проект ограды уже готовится
Инициатива нового директора мемориала повергла многих жителей Волгограда в шок. Мнение большинства выразила "РГ" Валентина Клюшина, тридцать лет проработавшая в должности замдиректора памятника-ансамбля "Героям Сталинградской битвы" и принимавшая участие в строительстве мемориала:
- Когда только началось строительство и мы перезахоранивали останки погибших воинов, я слезами обливалась. Солдатики-то, оказывается, в бой с иконками и ладанками шли. В одежде у многих зашиты они были. В Бога они верили! Да разве возможно забор тут строить и плату взимать с тех, кто пришел поклониться их памяти?
У губернатора Николая Максюты позиция четкая:
- Никакого платного входа не будет, - сказал Максюта. - Мемориальный комплекс должен быть достоянием всех жителей, независимо от их благосостояния. А для того чтобы четко определить границы территории Мамаева кургана и ограничить неконтролируемые застройки, совсем необязательно ставить ограду. Никакой забор тут не поможет! Воспитывать надо людей!
Замдиректора Волгоградского музея ИЗО, искусствовед Татьяна Гафар, к которой мы обратились за комментарием, пояснила, что и с точки зрения музейного дела обнесение Мамаева кургана забором - нонсенс: по сути это некрополь, и нигде такого нет, чтобы за вход на солдатское кладбище приходилось покупать билеты. Забора, по ее мнению, не может быть еще и по той причине, что проектом Евгения Вучетича он не предусмотрен.
Что касается воплощения в жизнь идеи Александра Величкина, то он сам не сомневается, что Мамаев курган огородят, причем за счет федерального бюджета. Сейчас уже готовится проектное задание, в ближайшее время документы будут переданы на экспертизу в Россвязьохранкультуру, а затем в Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Если все формальности будут утрясены, то забор вокруг Мамаева кургана появится уже в 2010 году.