На международной конференции по развитию лесопромышленного комплекса, на которую приехал премьер-министр Виктор Зубков, острой дискуссии так и не случилось. Представители крупного лесного бизнеса хоть и критиковали российское законодательство, но лишь отчасти, ссылаясь на его сложность и запутанность.
Но никто из них не протестовал против увеличивающихся пошлин на экспорт кругляка, хотя подобные попытки предпринимались незадолго до начала конференции. Фактически финские чиновники попытались предъявить ультиматум - если Россия не отменит решения по увеличению пошлин на вывоз кругляка со следующего года, то Финляндия откажется от российского леса. Правда, подобное невозможно в принципе. Ведь недаром финны не раз напоминали своим российским коллегам, что повышение пошлин на вывоз кругляка фактически оставит без работы финские предприятия.
Но, несмотря ни на что, российское правительство, судя по всему, намерено придерживаться в лесном вопросе жесткой линии. Буквально накануне конференции вступил в силу приказ Федеральной таможенной службы, ограничивающий до 128 перечень таможенных постов, уполномоченных оформлять вывоз необработанной древесины. И это после того, как с июля прошлого года вывозные таможенные пошлины на необработанный лес увеличились с 6,5 до 20 процентов. Предполагается и дальнейшее увеличение ставок. В частности, с апреля 2008 года они вырастут до 25 процентов, но не менее 15 евро за 1 кубометр, а в январе 2009-го - до 80 процентов, но не менее 50 евро за 1 кубометр.
- В Россию надо только верить, - не совсем точно процитировал Тютчева президент европейского отделения группы "Монди" Питер Освальд, явно не захотев ссориться в лесу.
Его резюме о российском лесном законодательстве было более чем положительное, хотя он рассказал и о сложностях с импортированием оборудования в страну, сетовал на инфляцию, дорогостоящее строительство жилья, отсутствие инженерных кадров. Но главное, по его мнению, - необходимо повышать доверие. Чем, собственно, вчера и занимался премьер-министр Виктор Зубков. Он уже не первый раз встречается с лесопромышленниками. Пожалуй, лес можно назвать идеей фикс премьера Зубкова. И не первый раз глава кабинета зазывает иностранных инвесторов в российский лес, напоминая, что эта отрасль открыта для иностранных инвестиций, а российское правительство будет способствовать развитию инвестпроектов в этой сфере. И это дает результаты: в 2006 году инвестиции в отечественный ЛПК составили 38 миллиардов рублей, а в 2007 году - более 47 миллиардов рублей, то есть увеличились почти на треть.
Премьер убеждал, что "российская экономика стала либеральной и открытой для конкуренции, она стала стабильной и предсказуемой для инвестора - и российского, и иностранного".
Инвесторы верили и больной вопрос о повышении экспортных пошлин на лес обсуждать не стали. Хотя обсуждается он на другом уровне - Евросоюзом на переговорах по вступлению России ВТО.
- Я бы не стал говорить о нем как о камне преткновения, - успокаивал заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Белоусов. - Этот вопрос поднимался и будет подниматься.
Вопрос об экспортных пошлинах на российских лес наиболее чувствителен для Финляндии, которая и ставит его на переговорах по ВТО. Компании - лидеры деревообрабатывающей промышленности в Финляндии обеспечивают около 16 процентов ВВП страны, импортируя из нашей страны около 20 процентов необходимого леса. Очевидно, что в результате повышения Россией экспортных пошлин на круглый лес отрасль окажется в кризисе. Именно поэтому там считают, что для стимулирования развития собственной перерабатывающей отрасли нашей стране не нужно вводить запретительные пошлины на экспорт леса - его хватит и для внутреннего, и для внешнего рынков. Однако российское правительство уверено, что только повышение вывозных пошлин способно простимулировать инвесторов финансировать дорогостоящие проекты по строительству целлюлозно-бумажных комбинатов.
Министерство экономического развития и торговли готово пойти навстречу лесопромышленникам в решении вопроса субсидирования кредитных ставок, предлагая увязать систему добровольного сертифицирования с механизмом государственного субсидирования кредитных ставок в лесопромышленном комплексе. По мнению Белоусова, создание системы сертификации - это основной шаг на пути к переходу российского лесопромышленного комплекса к системе глубокой переработки леса. Если компания берет на себя обязательства по сертификации продукции, это означает, что "она начинает работать по белым схемам", отметил замглавы минэкономразвития. Такой механизм субсидирования процентных ставок по кредитам для предприятий лесопромышленного комплекса может заработать уже к лету, если к этому времени будет выработан механизм увязки предоставления субсидий и добровольной сертификации. Государство планирует субсидировать от 30 до 50 процентов ставки по кредиту.
Барьером для инвестиций в лесопромышленный комплекс стали и лесные дороги. А точнее их отсутствие. Для сравнения: их в 35 раз меньше, чем в Финляндии, и в 10 раз меньше, чем в Швеции. Эту задачу российское правительство предлагает решить в рамках государственно-частного партнерства: автомобильные дороги общего пользования должны строиться за счет бюджетных средств, другая часть - самими лесозаготовителями.
Так что все есть - желание в центре, деньги, но теперь нет инвестпроектов. Премьер не стал за это критиковать губернаторов, но все же призвал их активнее представлять инвестпроекты в лесной промышленности для их софинансирования со стороны государства. Пока же минпромэнерго утвердило лишь 7 инвестпроектов на 1 миллиард долларов. "Если губернаторы подсуетятся и хорошо поработают с минрегионом, то уже в августе-сентябре смогут иметь реальные деньги", - посулил на прощанье премьер.