Москвичи выбрасывают на улицу экзотических животных

Устав от городского однообразия, москвичи все чаще заводят дома не традиционную кошку или собаку, а более экзотичных животных. Правда, когда заморский питомец наскучит хозяину, его судьбе не позавидуешь.

В Москве сейчас можно купить практически все, что ползает, прыгает, летает и плавает - от тарантула и игуаны до орла и акулы. Самый простой способ для этого - отправиться на Птичий рынок. Как выяснилось, самый большой интерес там у покупателей вызывают лесные белки. Их уносят домой сразу по нескольку штук. В список излюбленных "экзотов" попали и хорьки. И это понятно: ухаживать за ними не хлопотнее, чем за кошкой, да и едят то же самое.

- А вы знаете, что такое мокка? - спрашивает у меня продавец и достает из-за пазухи телефон с фотографиями странного зверька. С виду - морская свинка, а стоит больше двадцати тысяч рублей.

Ушастую сову можно приобрести в три раза дешевле. Держать ее дома, по словам продавца, не представляет особого труда: главное, сделать вольер побольше. Вместе с совами продают орлов и беркутов. Этим птицам относительно повезло: их, как правило, используют не для декора квартиры.

По заказу покупателя лемуров, диковинных рептилий привозят из Мадагаскара и Индонезии, Вьетнама и Перу... Цены на живой "товар" у компаний, занимающихся этим бизнесом, разнятся - в зависимости от фантазии продавцов. Примерно малыш каймана или удав обойдутся покупателю в 3000 рублей, игуана - в 1500 рублей, скунс - в 30 тысяч рублей, зеленокрылый попугай ара - в 50 тысяч рублей.

Покупателей чаще всего не интересует, законна ли продажа животных или нет. Хотя и существует малый процент специалистов-зоологов, которые занимаются разведением экзотических рептилий и птиц для продажи, но в основном животных отлавливают в дикой природе. Это проще и дешевле. Никаких прививок этим зверушкам, конечно, не делают, да и адаптацию в средней полосе, если едут из жарких стран, они не проходят. А ведь экзотические животные - переносчики не только обыкновенных гельминтов, но и экзотических заболеваний, передающихся человеку. "Наиболее опасными в этом смысле являются приматы, - говорит Анна Филиппова, руководитель программ Международного фонда защиты животных (IFAW), - они переносят гепатит, лихорадку Эбола и даже СПИД. При этом в России почти нет клиник, специализирующихся на экзотических животных, еще меньше специалистов по большим питомцам. Но даже если покупатель приносит домой здоровое животное, при неправильном уходе оно может серьезно заболеть и умереть".

Некоторым питомцам, ставшим неугодным хозяевам, везет: они попадают в специальные приюты для экзотических животных, расположенные в Подмосковье. Сейчас в одном из таких - реабилитационном центре биофака МГУ в Чашниково, что на Ленинградском шоссе, - для новых хвостатых постояльцев практически нет места. Этот приют, организованный в 2001 году, сейчас финансируется биофаком МГУ. Изначально питомник был создан для содержания редких животных, конфискованных у контрабандистов при попытке ввоза на территорию России, и рассчитан на определенное количество животных. Однако число поступающих туда экзотических нелюбимцев значительно превышает лимит. Московский зоопарк - еще одна надежда для хозяев избавиться от надоевшего зверья, принимает только тех представителей фауны, которых нет в его коллекции. Все-таки для содержания таких животных нужны немалые средства и соответствующие условия. Кому-то из экзотических питомцев, оставшихся без дома, везет меньше - их продают фотографам или в дорогие рестораны. Фото с диковинными животными - неплохой бизнес, но довольно рисковый: от постоянных тисканий звери становятся агрессивными и защищаются - зубами и когтями. И живут из-за стрессов очень мало.

В столичном Роспотребнадзоре корреспондента "РГ" заверили: в Москве вспышек заболеваний, связанных с экзотическими животными, в прошлом году не было, можно говорить лишь об единичных случаях. Можно ли их исключить и в будущем? Твердую гарантию специалисты давать остерегаются - неизвестно, какими болезнями могут страдать животные, контрабандой попавшие в столицу. Самое главное, подчеркнули в Роспотребнадзоре, чтобы каждая обезьяна или попугай проходили карантин. То есть в течение несколько недель за их состоянием должны следить специалисты. Здоров хвостатый? Милости просим на прилавок. Увы, контрабандные животные не проходят никакого карантина. Контрабанду ввозимых в Россию животных не всегда удается пресечь.

Безответственность хозяев, выбрасывающих неугодных экзотических питомцев на улицу, не может быть наказана соответствующим законом, потому что этого закона нет. А всего-то и нужно, чтобы решить проблему - просто отказать себе в прихоти позабавиться живой игрушкой.