Во времена "развитого феодализма" купцы, не желая пускать конкурентов в пределы своих торговых "вотчин", поступали просто. Одних приезжих обирали как липку на таможне, другим портили товар и гнали с рынка, о третьих распускали слухи, безнадежно подмачивая их репутацию.
Новое - это вовремя припомненное старое. Оказывается, и в наше вполне цивилизованное и законопослушное время подобные способы борьбы с торговыми "варягами" по-прежнему в ходу. Особенно когда речь идет о таких "вечных ценностях в жидком выражении", как вино, водка и прочая алкогольная продукция.
По данным полного мониторинга алкогольного рынка России, проведенного юристами Союза производителей алкогольной продукции, в 2007 году в 22 субъектах РФ были зафиксированы проявления того, что профессионалы называют "региональным сепаратизмом". Было отмечено, что региональные власти разными способами противодействуют тому, чтобы на их территории реализовывалась неместная алкогольная продукция. Для этого в ход пускают целую систему мер, помогающих создать на пути компаний из других регионов разного рода барьеры. Делается это, как водится, под флагом заботы о качестве продукции и о благе потребителя. А на практике выливается в необоснованные поборы, ограничение доступа продукции на рынки, прямые коррупционные схемы, мошенничество и шантаж.
Арсенал орудий борьбы с "варягами" в регионах достаточно широк. Система получилась стройной и всеобъемлющей - как все, что чиновники делают в собственных интересах. Самый распространенный способ - заставить чужих производителей алкоголя пройти так называемую "добровольную сертификацию" в специально созданной для этого региональной организации (с трудом и, естественно, не бесплатно). Такие органы были, к примеру, созданы в Курской, Тверской, Белгородской, Ростовской областях, в Красноярском крае, Татарстане, Башкирии, Удмуртии и других регионах. Кроме того, незваных гостей с их бутылками и жестяными банками часто принуждают пройти "добровольную проверку качества и безопасности алкогольной продукции", навязывают им платный комплекс услуг по оформлению документов, подтверждающих качество и безопасность их продукции (так поступают, к примеру, в Хабаровском крае, Брянской, Оренбургской, Смоленской, Ульяновской, Пензенской и Кемеровской областях, в Мордовии, Чувашии и др.). Плату взимают за то, чтобы включить алкоголь с неместной пропиской в какую-либо региональную "информационную базу".
Не обходится и без скрытых и сравнительно "законных методов отъема денег" у конкурентов местных алкогольных магнатов: им часто предлагают "оказать благотворительную помощь" какой-либо из указанных в администрации региона структур или сделать иные "добровольные выплаты".
Есть и сугубо финансовые способы указать гостям их место. Например, в ряде регионов действуют правила, по которым стоимость продукции неместного производства в магазинах должна быть на 10-20 процентов выше, чем "родной". Такие ограничения сразу подкашивают пришлых торговцев под корень. Частый случай - введение квот на ввоз в регион алкогольной продукции, произведенной в других субъектах РФ. Ну и, естественно, в ход идут привычные методы административного давления: чужих вытесняют с рынка руками некоммерческих ассоциаций местных производителей и торговцев-оптовиков, препятствуют оформлению их документов и т.д. Иногда применяются методы бесхитростные, как лом: продукцию "чужих" производителей алкоголя предписывают не выставлять в магазинах на видное место и ставить на труднодоступные полки, отдавая приоритет "родным" производителям вина и водки. Подобный документ за номером 0771/06/04 был, к примеру, с ведома президента и правительства Республики Башкортостан подписан 5 марта 2008 года генеральным директором ОАО "Башспирт" и адресован руководителям предприятий розничной торговли.
Схожие факты отмечались в Нижегородской, Астраханской, Рязанской, Пензенской и Ульяновской областях, в Татарстане и Мордовии.
Региональный сепаратизм в алкогольной сфере не так безобиден, как может показаться стороннему наблюдателю. Прежде всего он ведет к снижению конкуренции - а значит, и ухудшению качества спиртного, которое люди вынуждены покупать за неимением лучшего. Такие условия - благодатная среда для роста коррупции и разного рода махинаций и алкогольная отрасль - это только начало. При этом за "добровольной принудиловкой" кроются достаточно серьезные нарушения целого ряда законов РФ. Сторонники регионального сепаратизма делают вид, будто не замечают, что их действия входят в противоречие с 8 и 74 статьями Конституции РФ, гарантирующими свободное перемещение товаров внутри единого экономического пространства и поддержку конкуренции и не допускающими установления каких-либо препятствий для этого. В законе отмечено, что такие ограничения могут в случае необходимости вводиться только федеральным (но никак не региональным) законом - и уж тем более не ведомственными циркулярами или устными распоряжениями.
На страже интересов и "варягов", и местных производителей стоит также Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 года - в нем права органов госвласти субъектов РФ оговорены достаточно жестко, установление запретов и иные ограничения прав хозяйствующих субъектов запрещены. А в федеральных законах "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (от 2 января 2000 г.) и "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (от 22 ноября 1995 г.) строго регламентирован сам перечень органов, уполномоченных сертифицировать любую пищевую продукцию, в том числе и алкогольную. Никаких региональных "центров контроля качества", "стандартизации и метрологии" и прочих среди них нет и быть не может по определению - это чистой воды произвол.
Нельзя также маркировать бутылки с алкоголем чем-то иным, кроме государственных акцизных марок (региональные "марки качества", таким образом, - вне закона). Не допускается проведение контроля качества продукции за счет проверяемых организаций (в регионах кого проверяют - с того и берут деньги) и так далее.
По мнению юристов, противостоять региональному сепаратизму можно. Правду можно найти в суде. Но практика подправляет теорию: обычно суды в регионах не очень любят связываться со своими высокопоставленными земляками-чиновниками и иски такого рода всеми силами тормозят.
Мириться с ситуацией, когда региональные власти - да и кто бы то ни было еще - безнаказанно нарушают правила добросовестной конкуренции, нельзя в любой сфере. Проблема эта общая, относится она не только к алкогольной отрасли. Однако именно в ней интересы потребителей прямо связаны не только с их финансами, но и напрямую - со здоровьем. Особенно важно, чтобы в борьбе с региональным сепаратизмом единым фронтом выступили не одни лишь корпоративные юристы, защищающие интересы своих работодателей, но и представители федеральной власти, общественности, финансовых институтов, медицинских учреждений, СМИ и все прочие, кто ратует за создание в России действительно правового государства, а не лоскутного одеяла, которое каждый чиновник так и норовит перетянуть на себя в ущерб интересам граждан.
Дмитрий Добров,
заместитель председателя правления Союза производителей алкогольной продукции:
- Мы выступаем категорически против барьеров на пути движения алкогольной продукции в различные регионы. Потребитель должен иметь право выбора и доступ к качественной недорогой продукции. Достичь этого возможно за счет честной и добросовестной конкуренции. Другого варианта в мире просто не придумано. По Конституции, у нас единое экономическое пространство, и все имеют равный доступ к товарам.
При этом доводы - мол, мы таким образом защищаем потребителя от некачественной продукции, не выдерживают критики. От чего действительно травится потребитель, так это от различных спиртосодержащих жидкостей, вроде жидкости для размораживания замков и прочего денатурата. Такая продукция не проходит сертификации в отличие от легальной качественной продукции.
С 1 января 2006 года вышла новая редакция закона о госрегулировании. Она запретила регионам ограничивать доступ к продукции других регионов.
Но главы регионов любыми способами стремятся обойти закон. Выход в такой ситуации я вижу один - строго наказывать подобного рода чиновников в административном и уголовном порядке. Ибо речь в конце концов идет не только о рынке алкогольной продукции. Тенденции на ограничения постепенно распространяются на широкий круг товаров. Тут дай только начать - остановить "патриотов-ограничителей" будет трудно.
Павел Шапкин,
президент Национальной алкогольной ассоциации:
- Вводя ограничительные меры, региональные руководители, как правило, пытаются оказывать давление на местных оптовиков, навязывая им жесткие условия работы. Это антиконституционное действие. В экономике так же, как в политике и любой другой сфере, принципы Конституции не должны нарушаться, в том числе и принципы честной и добросовестной конкуренции. Без их соблюдения невозможно обеспечить нормальное экономическое развитие страны.