В рамках программы создания единого всероссийского сайта госзакупок минэкономразвития запустило тестовую версию нового Федерального портала госзакупок. Она послужит основой для разработки общероссийского портала.
Напомним, что с момента вступления в силу закона 94-ФЗ о госзакупках наряду с печатными средствами массовой информации (СМИ) появился новый источник опубликования всей информации о размещении госзаказа для федеральных нужд - Федеральный портал госзакупок. Осенью прошлого года вступили в силу новые поправки в данный закон, которые с 1 января 2008 года отменили публикацию информации о размещении госзаказа в федеральных СМИ. В результате сегодня действующий Федеральный портал является единственным официальным источником опубликования информации обо всех федеральных закупках. Что принесет бизнесу новая система? Об этом мы попросили ответить заместителя директора департамента государственного регулирования в экономике минэкономразвития Анну Катамадзе.
- Анна Теймуразовна, почему министерство решило изменить действующий федеральный портал госзакупок?
- Дело все в том, что сайт работал не в полную силу. Главная задача, которая стояла перед нами при разработке новой версии, - это создать портал, позволяющий осуществлять анализ поступающей на сайт информации и получать оперативные аналитические данные в онлайн-режиме. Конечно, еще улучшить дизайн сайта, насытить его нормативно-справочной информацией, в том числе о рассматриваемых в ФАС жалобах, а также решить вопрос с безопасностью и сохранностью информации на портале.
- Как будет работать новый портал и где заказчикам размещать информацию?
- Ссылка на неофициальную (тестовую) версию "Федерального портала" будет размещена на http://www.zakupki.gov.ru/. Пока новый портал находится в тестовом режиме, заказчики обязаны опубликовывать информацию о закупках на текущем Федеральном портале. С момента официального введения нового Федерального портала (о чем мы оповестим всех пользователей) заказчики обязаны размещать информацию о новых торгах исключительно на указанном Федеральном портале. При этом всем заказчикам будет дана возможность завершить ранее начатые торги на старом сайте. В дальнейшем доступ заказчиков к регистрации и опубликованию информации о новых торгах на старой версии сайта будет закрыт.
- Почему было принято решение об отмене размещения информации о госзакупках в федеральных печатных СМИ?
- Идея состояла в том, чтобы отменить печатные издания для всех уровней власти, но из-за отсутствия единого портала по региональным и муниципальным органам было принято решение сохранить публикации в СМИ на региональном и муниципальном уровне до введения общероссийского сайта - что установлено Законом 94-ФЗ. Не все местные сайты вызывают доверие, а печатный орган - это дополнительное подтверждение того, как происходит размещение информации о торгах. Но наличие двух источников опубликования информации крайне неудобно в первую очередь для заказчиков. Печатное издание выходит раз-два в неделю, и заказчик, в случае если у него возникла потребность изменить опубликованную информацию или отменить торги с учетом того, что данные действия допускаются строго в сроки, установленные законом, должен подгадывать все к выходу печатного издания. В режиме онлайн гораздо проще, изменения вносятся в любое время суток с учетом ограничений закона. Для федеральных заказчиков такая возможность появилась с 1 января 2008 года. Второй момент связан с оплатой услуг печатного издания, тогда как размещение информации на сайте осуществляется без взимания платы, и это касается в том числе региональных и муниципальных сайтов.
- В чем суть изменений и каковы возможности нового Федерального портала?
- В числе одного из базовых новшеств - функционал автоматической проверки ввода сведений на соответствие требованиям законодательства о размещении заказов. Речь идет о нарушениях процессуального характера, таких как нарушение сроков вскрытия конвертов с заявками, сроков отказа от проведения торгов, сроков внесения изменений в документацию, незаполнение обязательных информационных полей и так далее. О некорректном введении информации будут сигнализировать "всплывающие окна" с уведомлением о нарушении заказчиком требований законодательства со ссылками на нарушаемые нормы. В случае если заказчик не устранит нарушения, "размещенный заказ" будет автоматически выделен на сайте цветовой заливкой, отличающей данный "заказ" от иных, размещенных корректно.
Второй существенной новацией сайта является принципиально новая система поиска информации о размещенных заказах, основанная на том, что большую часть размещаемой информации заказчик вводит не вручную, а выбирая из предложенного списка. Таким образом, вся информация публикуется в едином формате, позволяющем осуществлять корректный поиск информации по различным параметрам.
Еще одной важной новацией является новый принцип автоматического формирования извещений и протоколов. Теперь они формируются при работе заказчика на сайте путем заполнения соответствующих информационных полей с учетом особенностей каждой процедуры (творческий конкурс, конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос котировок без ограничения суммы контракта). При этом предусмотрен функционал использования типовых форм или дублирования всех типов извещений и протоколов с возможностью корректировки сведений внутри дублированного протокола для другого "заказа".
Функционал работы "администратора" сайта, производящего контроль сведений, направленных для размещения на сайте от имени заказчика, будет позволять видеть всю направленную представителями заказчика информацию на сайт, а также видеть всю историю внесенных изменений, произведенных различными пользователями, в том числе изменений в закрытой части системы.
- Для чего потребовалось создание единого общероссийского портала государственных услуг?
- Создание единой для всей страны "Доски объявлений", на которой размещается информация о госзаказе взамен множества региональных и муниципальных сайтов, предусмотрена законом 94-ФЗ и решает сразу несколько задач.
Первая - повышение прозрачности торгов и расширение возможностей для участия в торгах широкого круга хозяйствующих субъектов. Более предприятиям и предпринимателям не придется искать информацию о госзаказе на тысячах интернет-ресурсов.
Вторая задача - обеспечение должного контроля за размещаемой информацией со стороны контролирующих органов. Наличие единого информационного ресурса существенно уменьшает риски, связанные с несанкционированной корректировкой информации на сайтах или с ее неразмещением, позволяет в перспективе создать единую систему автоматического контроля процедурных нарушений при размещении информации о госзаказе.
- Что должны будут делать местные власти после запуска единого общероссийского сайта?
- У регионов и муниципалитетов остается право сохранить собственные сайты, во-первых, для большей публичности размещаемых заказов, во-вторых, для целей внутреннего мониторинга цен на госзаказе на данной территории, формирования собственной аналитики и так далее, но более они не будут носить статус официальных.
- А кто будет контролировать работу единого портала?
- Администрировать работу портала будет минэкономразвития - соответствующее распоряжение правительства Российской Федерации, которым минэкономразвития уполномочен на ведение сайта, принято на днях. Контроль за заказчиками - по-прежнему за Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России и контролирующими органами на местах, вопросы сохранности и безопасности информации решаются совместно с мининформсвязи.
- Вся ли информация будет размещаться на сайте?
- Введение единого портала не отменяет правила и порядок размещения информации, предусмотренный законом. Конечно же, в открытом доступе будет только та информация, которая не составляет государственную тайну - что также предусмотрено законом. Для случаев с государственной тайной предусмотрены отдельные нормы 94-ФЗ, которые предполагают проведение закрытых тендеров без публикации информации на сайте.
- Где и как можно получить более подробную консультацию по работе с новым Федеральным порталом?
- На этой неделе открылась выставка "Госзаказ-2008", которая будет работать с 24 по 26 марта на ВВЦ. В рамках этой выставки все желающие смогут получить подробный инструктаж по работе с новым порталом. В период действия тестовой версии сайта мы надеемся получать от пользователей - заказчиков предложения и замечания, которые будем в оперативном режиме устранять.
- Не так давно правительством был расширен перечень товаров работ и услуг, размещение которых осуществляется путем проведения аукциона. С какой целью это было сделано?
- Новый перечень - это еще один большой шаг вперед по повышению прозрачности и открытости госзакупок, так как при проведении аукционов исключены субъективные критерии оценки поставщиков. Проанализировав применение аукционов, мы также пришли к выводу, что экономия, достигнутая в результате их проведения, существенно превышает экономию, достигнутую на конкурсах. Закупаться на аукционах гораздо выгоднее и быстрее, а цены на товары и услуги при проведении аукциона в некоторых случаях снижаются в несколько раз. Следующий шаг - выход на электронные аукционы, которые активно внедряются многими регионами страны (Москва, Татарстан, Алтайский край и многие другие).
- А какова сегодня экономия бюджетных средств по госзакупкам?
- В прошлом году экономия бюджетных средств составила 168 миллиардов рублей, тогда как в 2006 году - 117 миллиардов рублей. Цифры говорят сами за себя.
- Какие, на ваш взгляд, сегодня основные трудности, с которыми сталкиваются заказчики при госзакупках?
- Кадровые и организационные. За два года действия закона уже появился круг лиц, занимающихся госзаказом профессионально, но пока отрасль ощущает острую потребность в кадрах.