27.03.2008 14:20
    Поделиться

    В Албании не могут решить проблему кровной мести

    Незадолго до принятия такого решения в начале этой недели суд нидерландского города Гронингена официально отказал Тиране в экстрадиции братьев Николе и Пашо Новрузай, против которых в Албании еще в 1996 году возбуждено уголовное дело по факту грабежа и убийства.

    На сегодняшний день Албания является если не единственной, то одной из немногих государств Европы, где сохранился обычай кровной мести. Здесь действует, хотя и нелегально, даже целая организация "Кровная месть ради справедливости", во главе которой стоит некто Роланд Щюси. Члены этой организации являются ревностными сторонниками строгого соблюдения свода законов, известного с шестнадцатого века албанского Кануна "Лека Дукаджини", не имевшего, кстати, никакого отношения к исламу. Поэтому Канун не стоит путать с законами Шариата. В соответствии с этим Кануном кровная месть распространяется на всех членов враждующих семей до четвертого колена. В результате некоторые албанские дети до сих пор годами в прямом смысле слова не выходят из своих домов, опасаясь мести, что, в свою очередь, лишает их возможности получить образование и общаться со сверстниками (внутри жилища нельзя совершать убийство - прим. "РГ"). Кстати, широкой публике практически неизвестно, что именно положения Кануна "Дукаджини" легли в основу организации и правил знаменитой Сицилийской мафией. Интересно, что на Сицилии еще со времен османских завоеваний исторически селились албанцы-христиане, бежавшие с балканского полуострова от насаждавшегося ислама. Так что сицилийская мафия со своими законами кровной мести однозначно имеет албанские корни.  

    Адаптированный к современной жизни, но, по сути, сохранившийся консервативный характер отношений в албанском обществе, четкое разделение населения на кланы, родственные связи, сложившиеся веками традиции почитаются у албанцев выше любого постановления правительства или указа президента. К одной из таких традиций, вернее сказать законов, относится и кровная месть. Убийство, серьезное оскорбление, обман, нанесение тяжелого вреда и причинение невосполнимого морального и материального ущерба решается в Албании не только и не столько в судебном порядке, а по законам кровной мести. Специалисты, занимающиеся данным феноменом, считают, что истиной причиной, по которой совершаются подобные преступления, является высокий уровень бедности, неграмотности населения, неэффективная работа органов охраны правопорядка и судебной системы.

    Согласно существующей неофициальной статистике, среди людей, совершивших кровную месть, нет ни одного хотя бы со средним образованием. Наиболее незащищенной категорией в Албании являются дети. Например, на севере Албании, наиболее патриархальной части страны, в маленьком населенном пункте близ города Шкодер любой прохожий покажет вам дом, в котором живет большая семья. Весь ужас ситуации заключается в том, что никто из ее членов вот уже много лет вообще никогда не покидает пределы жилища. Двери этого дома открываются только когда одни и те же люди из узкого круга приносят пищу. Как удалось выяснить корреспонденту "РГ", много лет назад один из представителей "скрывающегося клана" совершил непреднамеренное убийство в отношении выходца из другого северо-албанского рода. По словам местных журналистов, ситуация сложилась просто тупиковая. Официальные власти не в состоянии решить эту проблему, опасаясь навлечь на и себя гнев пострадавшей стороны, жаждущей кровавого реванша. Однако в соответствии с тем же кануном "Дукаджини" враждующие стороны имеют шанс договориться и поставить точку после каждого отдельного "акта правосудия". На это отводится два дня со времени похорон очередной жертвы, в течение которых главы кланов встречаются и обсуждают, будут они дальше убивать друг друга или забудут прошлое.     

    Проблема кровной мести в Албании вызывает серьезную озабоченность международного сообщества. Об этом говорит хотя бы тот факт, что еще после очередной сессии в 2004 году Комитета по правам человека ООН обратился к албанским властям с требованием принять жесткие меры для искоренения преступлений, совершаемых во имя соблюдения средневековых законов и кодексов. В период 2004 - 2007 годов проблема искоренения кровной мести активно обсуждалась местными властями. Было признано, что самосуд становится национальной проблемой и уже является одной из причин, серьезным образом препятствующей цивилизованному европейскому развитию Албании. Однако призывов международного сообщества и публичных выступлений президента оказалось недостаточно для окончательного решения проблемы кровной мести. Самосуд под лозунгом соблюдения древнего закона, чувство безнаказанности за совершенные преступления, бедность и безграмотность способствуют разрастанию проблемы до угрожающих масштабов. Рассказы о случаях самовольной расправы над "непонравившимся" или "провинившимся" соотечественником, сопровождаемые жуткими фотографиями, почти ежедневно публикуются во всех центральных и муниципальных газетах Албании. "Двое братьев убили родную сестру за подозрения в измене мужу", "Муж убил любовника жены ради восстановления чести и достоинства опороченной семьи", "Глава клана мужа был застрелен родственниками жены сына из-за нанесенного оскорбления", - это характерные, хотя не сказать, что регулярно появляющиеся заголовки душераздирающих газетных статей.  

    Возможно, кому-то покажется правильным, что порой кровная месть и самосуд являются гораздо более справедливыми. Ведь всем нам хорошо известно, что не все и далеко не всегда справедливо решает суд. Наверное, это, отчасти, правда. Однако стоит взглянуть на эту проблему более внимательно, тогда окажется, что нередко этот древний закон интерпретируется своеобразным образом, в угоду личным интересам. Дело доходит даже до банального шантажа и вымогательства денег под угрозой вступления в "законную" силу обычая кровной мести. Одну историю закона кровной мести, поводом для которой стала авария на дороге, приведшая к гибели двух людей, о последующем шантаже и угрозах, по счастью не воплотившихся в жизнь, корреспондент "РГ" услышал от одного из своих знакомых журналистов.

    Представьте себе узкий  горный серпантин, мокрую после дождя дорогу в отвратительном состоянии, изобилующую опасными поворотами. По этой дороге ехала машина. Вдруг в зеркало заднего вида водитель заметил приближающийся на огромной скорости, виляющий из стороны в сторону мотоцикл. Молодой человек, водитель мотоцикла, демонстрировал свое "шумахерское" мастерство вцепившейся в его спину девушке. Обогнав на крутом повороте идущую впереди машину, мотоциклист молниеносно ушел вправо, оказавшись фактически под колесами машины. Не справившись с управлением на скользкой дороге мотоциклом, "гонщик" не сумел выровнять мотоцикл после своего маневра. Все произошло в считанные секунды, поэтому водитель машины при всем своем желании не смог бы увернуться от столкновения. Парень и девушка погибли. Расследовавшая происшествие полиция и состоявшийся затем суд признали невиновность водителя машины, назвав причиной произошедшей трагедии халатность и нарушение правил мотоциклистом. Вроде бы и все.

    Но тут история кровной мести только начинается. Родственники погибших, не желая смириться с утратой молодых членов семьи, начали в прямом смысле слова психологическую атаку на и без того перепуганного водителя машины. Шантажируя применением канунов кровной мести, и  угрожая физической расправой, представители кланов стали поочередно являться к оправданному судом водителю с банальным требованием денег: десять тысяч долларов в качестве компенсации за моральный ущерб и потерю "надежды и опоры семей". Ему прямо заявляли, что в противном случае его просто убьют, а обращения в полицию ему все равно не помогут.

    И что вы думаете? Собрал деньги и выплатил. Как говориться, при всем богатстве выбора - другой альтернативы нет.

    Поделиться