Здесь впервые, после слияния Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, был создан объединенный субъект Федерации, в полном объеме проведена муниципальная реформа, создается новая модель здравоохранения. О том, чего удалось добиться региону за последние несколько лет и какие масштабные проекты будут реализованы здесь в ближайшее время, корреспондент "РГ" побеседовал с губернатором края Олегом Чиркуновым.
Российская газета: Олег Анатольевич, сразу после выборов президента страны вы в полном составе отправили в отставку правительство края и администрацию губернатора. Чем были вызваны резкие перестановки в руководстве региона и почему они произошли именно сейчас?
Доля бюджетных услуг в социальной сфере, оказываемых негосударственным сектором, должна вырасти в крае к 2010 году до 30 процентов
Олег Чиркунов: В жизни любого коллектива, который руководит сложными процессами, есть определенные этапы, и сейчас мы завершили один из них. У управленцев есть такая поговорка: если проблема сложная, ее надо структурировать и отсекать лишнее. Первые годы работы мы занимались тем, что структурировали задачи и отсекали лишнее, в этом была функция прежнего правительства и администрации.
Результатом этого процесса стал указ губернатора, который определил задачи всех органов власти, и при этом мы прописали конкретные целевые показатели, которые должны быть достигнуты по каждому из направлений. Скорее, это был этап осмысления, сейчас, когда курс четко определен, стоит задача эти цели достичь. На это у меня есть еще три года.
Этим и вызвана перестройка команды: никому на одном дыхании пройти семь лет невозможно. Остановиться на день в середине пути, понять, кто и на каких местах идет дальше, вот что было важно.
РГ: Какие задачи предстоит решать новому правительству?
Чиркунов: Мы определили для себя пять ключевых блоков, за каждый из которых персонально отвечает заместитель председателя правительства. Это экономическое развитие, где основные показатели - фонд оплаты труда, то есть увеличение средней зарплаты и количества рабочих мест. Второй блок - развитие человеческого потенциала, куда вошла вся социальная сфера. Здесь для нас главным является рост численности населения, и в этом мы пока проигрываем. Людей рождается меньше, чем умирает, а уезжает больше, чем приезжает. Такая тенденция характерна для абсолютного большинства субъектов Федерации, но нам надо ее переломить во что бы то ни стало. Начало положено - рождаемость в крае существенно выросла и в ряде муниципалитетов превысила смертность.
Третье - это развитие инфраструктуры, а именно строительство дорог, надежных коммуникаций, планирование городов. Стратегическая цель этого направления - сделать так, чтобы проживание на территории региона стоило человеку и бюджету минимум, а качество предоставляемых услуг было выше, чем у регионов-конкурентов. Далее идет блок муниципального развития. Мы уже провели в полном объеме муниципальную реформу, сейчас стоит задача сделать так, чтобы муниципалы действительно стали хозяевами своих территорий, а люди осознали, от кого зависит решение их каждодневных проблем.
И, наконец, последний блок - это управление бюджетными учреждениями. Мы, возможно, единственный субъект Федерации, который забрал бюджетные учреждения из-под министерств. Теперь министерство здравоохранения не командует больницами, а министерство образования - школами. Это было сделано потому, что задача министров - быть защитниками интересов населения, найти способ предоставить пациенту наиболее качественную услугу, и не важно, где она будет оказана, в муниципальной или частной клинике. Это, пожалуй, один из революционных шагов, на который мы пошли несколько лет назад, и сейчас понятно, что выбранное направление было верным.
РГ: Каких конкретно результатов вы планируете достичь по этим направлениям за оставшиеся три года губернаторского срока?
Чиркунов: По всем блокам есть определенные целевые показатели, их достаточно много. Например, доля бюджетных услуг в социальной сфере, оказываемых негосударственным сектором, должна вырасти в крае к 2010 году до 30 процентов. При этом у каждого блока помимо показателей есть еще свои сверхзадачи, как мы их называем, "подвиги Геракла", - это принципиально значимые для данной сферы проекты.
В частности, это строительство железнодорожной магистрали "Белкомур", которая в разы сократит путь от Урала до портов Мурманска и Архангельска. Сейчас по этому проекту готовится заявка в Инвестиционный фонд РФ, а часть рабочей документации уже находится на согласовании в минтрансе. Еще одним важным проектом для нас является строительство больничного городка, где будет в том числе построен федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии. Каждый из этих проектов должен изменить жизнь Пермского края, сделать его более привлекательным для жителей и для инвесторов.
РГ: Вы рассчитываете, что все задуманное удастся реализовать за три года?
Чиркунов: Наша задача сделать так, чтобы эти процессы стали по крайней мере необратимыми. Центр сердечно-сосудистой хирургии точно будет построен, но конечная цель - создать медицинский кластер, когда рядом появятся еще перинатальный центр, городская станция "Скорой помощи", разместятся корпусы медакадемии. Надо сделать так, чтобы пациент, в том числе проживающий в другом регионе страны, знал, что лечиться надо ехать в Пермь, потому что здесь у него для этого будет больше возможностей.
РГ: Правда ли, что на федеральном уровне вам было предложено разработать в регионе проект принципиально новой модели здравоохранения? Какие особенности есть в здравоохранении края, которые лягут в ее основу?
Чиркунов: Пилотный проект идет в пяти субъектах Федерации. Наша задача - в течение двух лет создать такую модель здравоохранения, которая будет использоваться на федеральном уровне. И участие региона в пилотном проекте поможет достичь этой цели.
Мы пошли по пути создания конкурентной модели. Она позволяет больному на разном этапе делать выбор, начиная с выбора страховой компании и заканчивая выбором конкретного доктора, поликлиники. С 1 января 2007 года в крае был осуществлен переход учреждений здравоохранения на одноканальное финансирование через систему ОМС. Его цель - конкурсное размещение заданий по оказанию населению бесплатной медицинской помощи с привлечением организаций здравоохранения всех форм собственности. Конкурсный отбор позволяет в том числе решить проблему дефицита кадров узких специалистов, таких как офтальмолог, невролог, эндокринолог, через размещение заказа на эту услугу в негосударственном секторе. В этом сила реформы.
РГ: Вы неоднократно говорили о том, что сейчас все регионы страны конкурируют друг с другом за ресурсы: квалифицированные кадры, средства федерального бюджета, крупные инвестиционные проекты бизнеса. В чем преимущества Пермского края в этой конкурентной борьбе?
Чиркунов: Сказать, что конкурентные преимущества быстро возникают в результате действий власти, было бы неправильно. Есть базовые конкурентные преимущества, это, например, географическое положение, климат. Климат изменить мы за четыре года, конечно же, не успели. Но, на мой взгляд, сумели создать региону определенный имидж. По крайней мере, бизнес воспринимает Пермский край как регион, где есть доброжелательное к нему отношение, и предприниматели для нас - самые важные люди, а не враги.
И это уже преимущество. Оно подтверждено и конкретными решениями бизнеса, шагами навстречу. То, что ТГК-9, а теперь и ТГК-5, принимают решение разместить свои центры управления здесь - это некий первый кристалл, который брошен в раствор. Вопрос в том, пойдет ли процесс кристаллизации дальше, начнут ли здесь и дальше возникать центры управления. Наша задача - создать здесь центр управления энергетической отраслью страны, и чтобы ТГК-9 и ТГК-5 не стали последними в этом списке.
Надо создавать условия для бизнеса, чтобы он понимал: размещение в Перми дает ему определенные выгоды. Еще три года назад в Пермском крае налог на прибыль для предприятий был снижен с 24 до 20 процентов.
РГ: Оправдал ли этот проект ваши надежды? Ведь в результате бюджет края стал недополучать около 3 миллиардов рублей ежегодно.
Чиркунов: Здесь все зависит от подхода. Если мы исходим из того, что бизнес существует отдельно от всего остального в регионе, то надо изъять у бизнеса все доходы и перераспределять их через бюджет. Это уже было в нашей стране на протяжении более чем 70 лет, и что получилось в итоге, все помнят. Сейчас логика другая. Государство - это расходная часть региона. И хорошо, если оно может меньшими ресурсами выполнять те же функции и оставлять больше денег бизнесу, потому что тогда эти средства будут инвестированы в реальную экономику, они начнут работать. В этом отношении, если мы справляемся с нашим бюджетом с меньшим объемом налогов, значит, в этой части проект уже удался. При прочих равных бизнес в любом случае будет выбирать то место, где меньший объем налогов. И не только в вопросах размещения, но и в том, где декларировать прибыль корпорации, так что в длинной перспективе это однозначно конкурентное преимущество.
А если говорить о бюджете, могу заметить, например, что в результате этого эксперимента достигнут значительный, причем опережающий инфляцию, рост поступлений налога на доходы физических лиц. Инвестиции в экономику региона тоже растут с опережением среднероссийских показателей. В общем, все не так однозначно, как кажется на первый взгляд.
РГ: Возможны ли еще какие-то налоговые новации на краевом уровне?
Чиркунов: Мы серьезно ограничены федеральным законодательством. Я, например, убежден в том, что регионам надо отдать право установления размера подоходного налога, и, думаю, это рано или поздно произойдет. Человек живет в конкретном регионе и платит за те услуги, которые оказывает власть. Подоходный налог полностью идет к нам в бюджет, но у нас нет права регулировать его ставку. Если же дать такую возможность регионам, то где-то он будет 13, а где-то и все 35 процентов. Тогда регионы начнут действительно соревноваться между собой по этому параметру. Каждый губернатор спросит себя: забирая какую часть зарплаты людей, я в состоянии обеспечить им нормальную жизнь? Вот тогда будет понятно, где власть эффективная, а где нет. А когда все собирают одинаковые налоги и примерно одинаково неэффективно их тратят, конкуренция носит условный характер.
РГ: Будете ли вы продвигать эту инициативу на федеральном уровне?
Чиркунов: Конечно, у нас есть право законодательной инициативы. Вопрос в том, готовы ли мы сейчас к этому. Вспомните, какой страна была 10 лет назад и какой она стала с тех пор. Мы прошли огромный путь от разваленной страны до сегодняшнего уровня развития. И сейчас у нас масса задач, самых элементарных и самых сложных. Это и отсутствие градостроительных планов, и хороших дорог, и системы цивилизованного сбора мусора. Вы только представьте, надо каждого человека приучить сортировать мусор и складывать его в нормальные контейнеры, а этих контейнеров еще даже нет. И так в каждой сфере. В стране одновременно надо разбираться со всем - и с ремонтом жилья, и с тарифами на ЖКХ, с образованием и здравоохранением.
Поэтому важно выбрать последовательность решения этих задач. Я не могу сказать, что сегодня вопрос подоходного налога стоит для нас на первом месте. Не хочу отвлекать силы и энергию от тех вопросов, которые стоят раньше и являются первостепенными для жизни каждого человека.