Трагедия в элитном военном вузе обрастает скандальными подробностями. Пятерым арестованным курсантам Новосибирского высшего военного командного училища предъявлены обвинения по делу о самоубийстве первокурсника Радмира Сагитова, еще один подозреваемый сержант находится "под наблюдением командования". Между тем именно командование училища требуют привлечь к ответственности родственники погибшего.
Пятого марта Радмир Сагитов пришел к знакомой пенсионерке, живущей по соседству с училищем, - у нее останавливались его родители, когда приезжали на церемонию принятия присяги. "Парень ты, я вижу, скромный. Приходи ко мне, когда в увольнении будешь, нечего тебе по городу болтаться", - сказала ему тогда пожилая женщина. Он и приходил - мылся в ванной, смотрел телевизор. А в этот день попросился ночевать. Пенсионерка в ночевке отказала, тогда Радмир заперся в ванной. Через несколько часов напуганная его молчанием бабушка вызвала милицию. Дверь взломали и обнаружили еле живого парня, который просил вызвать скорую. Увы, спасти курсанта, вскрывшего себе вены, врачам не удалось.
- На месте происшествия были найдены две предсмертные записки, - рассказал корреспонденту "РГ" следователь Советского межрайонного следственного отдела Дмитрий Чечулин. - Одна была адресована семье, другая - сослуживцам. Текст был практически одинаковый: Радмир просил прощения за свой уход. И никаких причин самоубийства не называл.
Спустя десять дней после смерти первокурсника в вузе Министерства обороны начались аресты. Сейчас под стражей пятеро сослуживцев Радмира. Четверым - курсантам Марату Бекоеву, Автандилу Гиголаеву, Дмитрию Короеву и Алясу Пилии - предъявлено обвинение по статье 335 УК РФ о нарушении уставных правил, повлекшем тяжкие последствия. Сержант Николай Болтоев обвиняется в превышении должностных полномочий, и тоже с причинением тяжких последствий. Максимальное наказание по обеим статьям - десять лет лишения свободы. Шестой курсант, сержант Панжев, пока в статусе подозреваемого. Как установило следствие, эти однокурсники Радмира неоднократно унижали погибшего. А в день, когда он вскрыл себе вены, Николай Болтоев избил его дважды.
Между тем родственники 17-летнего Радмира Сагитова требуют привлечь к ответственности не только будущих офицеров Российской Армии, приехавших в Новосибирск с Северного Кавказа. Мать Радмира, Танзеля Сагитова, рассказала корреспонденту "РГ", что ее сын неоднократно жаловался командиру роты на беспредел и требовал навести порядок. Однако командование не обращало на это никакого внимания.
- Радмир был отличником в школе и три года готовился, чтобы поступить в новосибирское училище, - считал его элитным, мечтал стать офицером-разведчиком, - говорит Танзеля Сагитова. - А когда увидел, что там творится, был очень разочарован. Все время повторял: какая несправедливость… Его били, а он даже не мог позвонить домой - за месяц до смерти ротный почему-то забрал у него мобильный телефон…
…Вчера из Новосибирска в родной город Учалы, что в Башкирии, вернулись отец и сестра Радмира - они специально ездили в Сибирь добиваться справедливого расследования причин его смерти.
- Обращался ли погибший к начальству за помощью, как реагировали в училище на его жалобы, как контролировалось поведение курсантов - все эти вопросы мы в данный момент выясняем, - сообщил "РГ" руководитель военно-следственного отдела Новосибирского гарнизона Владимир Казачина. - По результатам проверки будут сделаны соответствующие выводы.
P.S.
В самом Новосибирском высшем военном командном училище ситуацию комментировать отказались.