Как стало известно "РГ", ликвидирован отдел фауны департамента жилищно-коммунального хозяйства Москвы, который в течение шести лет занимался программой гуманного регулирования численности бродячих собак с помощью стерилизации. Некоторые эксперты уверяют, что за этим может последовать возврат к уничтожению дворняжек.
Напомним: в конце прошлого года было принято распоряжение мэра Москвы Юрия Лужкова, которым функции государственного заказчика по отлову, транспортировке, стерилизации (кастрации), содержанию в приютах безнадзорных животных были переданы в префектуры административных округов столицы. Как пояснила тогдашний начальник отдела фауны департамента ЖКХ города Наталья Соколова, такое решение власти приняли якобы с целью повысить эффективность работы по регулированию численности дворняжек. "За нами остается контроль, - говорила она. - Кроме того, мы укрепляем свою службу отлова диких животных (ГУП "СОДЖ". - Прим. авт.), которая координирует работу ветклиник, занимающихся стерилизацией. Ей поручено заниматься мониторингом и учетом собак".
Сейчас же заниматься отловом и стерилизацией псов по идее должны специалисты по фауне округа и сотрудники ДЭЗов. Но там нет людей, способных делать это профессионально. Да и клиник, занимающихся стерилизацией, всего пять с общей пропускной способностью 300 животных в месяц при потребности в десять раз большей. Хотя в Москве могли бы участвовать в этом еще 146 частных и 10 государственных ветклиник. Почему же они остаются в стороне? Логический вывод из такого отношения к проблеме возникает лишь один: город в ее решении просто не заинтересован.
Об этом можно судить и по другим косвенным признакам. В частности, сейчас в столице существует всего 13 собачьих домов на 3500 мест, и лишь один из них принадлежит городу - остальные общественным организациям и частным лицам. Еще недавно содержание животных во всех приютах, участвовавших в городской программе стерилизации, финансировалось из бюджета независимо от того, сколько времени животные там находились. Но уже в августе прошлого года правительством Москвы принят документ, который может изменить такой порядок. Дело в том, что в постановлении о внесении изменений в постановление правительства Москвы от 1 октября 2002 года N 819-ПП говорится: срок содержания бездомных дворняжек за счет казны должен быть не более 6 месяцев со дня их поступления в приют, а если речь идет о городском приюте, то он устанавливается правительством города. Дальше владельцы собачьих домов должны сами решать, что делать - или искать деньги на пропитание четвероногих, или усыплять, освобождая место для других. Что проще, догадаться несложно. По этой причине приюты из места спасения для дворняжек, считает Илья Блувштейн, зампред Российского общества защиты животных "Фауна", могут превратиться в бойню. Появление к концу года 15 новых городских приютов вряд ли изменит такой подход, считают защитники животных.
Любопытно развиваются события и в других городских структурах. Например, как рассказала специалист ГУП "CОДЖ" Марина Тюрина, еще в декабре это предприятие планировалось реорганизовать в ГУ "Центр мониторинга и учета городской фауны", подчинив все тому же департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы. Именно на эту новую структуру планировалось возложить мониторинг за состоянием городской фауны, регистрацию бесхозных животных, а самое главное - контроль за регулированием их численности. Но всего через пару месяцев этот документ изменился до неузнаваемости. Сейчас появился новый проект, который, правда, пока не подписан, - о скрещивании ГУП "СОДЖ" с ГУП "Сантехработ". В нем речи ни о каком контроле уже не идет. Только мониторинг и эксплуатация приютов. Защитникам бродячей живности это дало повод на весьма неприятный вывод: дворняги заранее наделяются статусом биологического мусора. И если проект примут, то судьба их предопределена.
"Несколько лет назад префектуры уже были заказчиками стерилизации московских сук, но проверка Контрольно-счетной палаты Москвы показала, что они с этой работой не справляются, - рассказал Илья Блувштейн. - Теперь же дело явно идет к свертыванию программы гуманного регулирования численности животных и возвращению убийства собак, отказом от которого российская столица так гордилась начиная с 2002 года. Теперь префектуры с полным правом могут заниматься своей главной целью - очисткой территории округа от бродячих псов".
В том же ГУП "СОДЖ" все чаще раздаются звонки обеспокоенных москвичей, которые сообщают о том, что стерилизованные, в том числе и за их собственные деньги, собачки, годами жившие в их дворах, стали куда-то пропадать. В редакцию "РГ" пришло, в частности, на эту тему несколько писем, подписанных народными артистами СССР и России Еленой Камбуровой, Юрием Соломиным, Вениамином Смеховым, Валерием Золотухиным, Эммануилом Виторганом и другими. Опасаясь за судьбу братьев наших меньших, они просят Юрия Лужкова лично подтвердить, что политика города по гуманному регулированию численности животных остается неизменной.
Без этого их совершенно не успокаивает то обстоятельство, что официально в столице вроде бы никто о сворачивании данной программы не объявлял. Напротив, в бюджете Москвы на 2008 год на ее финансирование заложено 127 миллионов 315 тысяч рублей. Однако уверенности, что эти деньги пойдут именно на собак, а не в карманы ловцов, у людей нет. Как рассказала Елена Качура, некоторое время работавшая в ГУП "СОДЖ", работа по стерилизации дворняжек организована так, что ловцы с пойманными собаками должны приехать в ДЭЗ и составить акт отлова. А на практике, подписывая акты, работники ДЭЗов, конечно же, не пересчитывают предъявленных перепуганных псов в машине. Так что цифра может быть поставлена какая угодно. В том, чтобы на бумаге псов было значительно больше, заинтересованы и клиники, ибо им платят за стерилизацию каждой собаки в среднем по 4,5 тысячи рублей. Защитники животных уверены, что часто деньги списываются на мертвые собачьи души. Возни меньше.
Их уверенность держится не на пустом месте. По данным руководителя некоммерческого партнерства "Центр защиты животных" Валентины Лебедевой, лишь за 2006 год ГУП "Экотехпром" приняло на переработку более 480 тонн биоотходов (трупы кошек, собак и лабораторных животных). Только за четыре месяца 2007 года - более 60 тонн. Сколько всего за год - держится в тайне. Но даже по этим цифрам, уверяют эксперты, нетрудно подсчитать, какое громадное количество дворняжек уничтожается уже сейчас. Если одна собака в среднем весит 25 килограммов, то получается, что в год уничтожается 20 тысяч животных. То есть городу хватит пары лет, чтобы вообще избавиться от хвостатых бродяжек, Впрочем, точно об этом сказать никто не может. Но сердобольные москвичи, годами подкармливающие собак, в последнее время стали замечать, что некоторые жучки и мухтары куда-то исчезли...