03.04.2008 03:00
    Поделиться

    Журналист "РГ" отправился в "морской дозор" с пограничниками ФСБ

    Журналист "Российской газеты" вошел в состав осмотровой группы патрульного судна Сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ

    "Российская газета" трое суток в море отстаивала биоресурсы Родины.

    Секретный фарватер

    - Командир, куда идем?

    - Приказ получите в море...

    Если бы сам не стал свидетелем диалога между капитаном патрульного судна и командиром морской пограничной воинской части, решил бы, что так бывает только в кино. Ну, вроде того, как начинается добрая половина голливудских военных триллеров: открытое море, авианосец, надпись: "где-то в районе Японского моря".

    Охотское море, траулер «Андрей Ефремов». В трюмах 30 тонн живого краба, курс — на Японию. Сигнальных ракет с пограничного корабля моряки траулера «не видят».
    Первые выстрелы — предупредительные. Огонь на поражение. 76-мм снаряды бьют по корме, чтобы лишить хода.
    Попадание. Траулер мужественно идет в Японию под огнем. С траулера пускают сигнальную ракету: «Сдаемся».
    Но это лишь военная хитрость. Траулер ложится в дрейф, но как только с пограничного корабля спускают шлюпку с осмотровой группой, браконьеры дают полный ход. На хитрый траулер у пограничников есть спецсредство с нарезами: 30-мм артиллерийская установка. 5000 выстрелов в минуту. В принципе может «распилить» траулер пополам.
    А вот теперь у траулера хода на самом деле нет, он горит. «Андрей Ефремов» тушат с пограничного корабля. Чудо: ни один из 17 человек на траулере не получил ни царапины.

    Наше патрульное судно Сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ "Палия" готовится к выходу в море в обычном режиме. То есть в обстановке повышенной секретности. Куда и насколько мы идем - знает только очень большое начальство. "Палия" далеко не авианосец, но, тем не менее, район плавания у него технически не ограничен. А это значит, что мы можем взять курс куда угодно. Хоть - в Тихий океан. На месяц запасов воды, продуктов и топлива хватит.

    Выход начинается символично: отшвартовавшись, "Палия" проходит мимо стоящих у пирса арестованных траулеров: очень ржавых и просто-таки картинно грязных. На самом замызганном полощется до боли знакомый флаг.

    - Грузинский, - поясняет, поймав мой вопросительный взгляд, офицер-пограничник. - Кстати, недавно нашим в районе Кунашира чуть стрелять по грузинам не пришлось. Шхуна проигнорировала приказ остановиться, пыталась уйти в Японию. Только после предупреждения о том, что сейчас по шхуне откроют огонь, капитан застопорил машину. В трюме обнаружили 6 тонн морского ежа.

    - Грузины-то хоть при задержании держались достойно?

    - А грузин там не было, все члены экипажа - россияне. Да не удивляйся, сейчас встречаем суда и под монгольским флагом.

    ...Примерно через час после выхода начинают вырубаться мобильные телефоны.

    - Попробуй звонить с кормы, - участливо советует капитан Андрей Маркин. - Только поторопись, скоро совсем выйдем из зоны действия береговых антенн.

    Еще через час мы полностью отрезаны от внешнего мира. Теперь - можно. Капитан по спутниковому телефону получает задачу: идем в Татарский пролив контролировать лов креветки.

    Выходим в море вопреки суевериям: понедельник, на борту - женщина, кок Наталья Суслова. На довольствии стоит 25 душ плюс суровый корабельный пес Боцман и кошка Васелина Наталиевна. Четвероногие в штате (или по-правильному - в судовой роли) стоят достаточно условно, но суровую морскую службу тянут наравне со всеми. Кошка безраздельно хозяйничает на корме (там камбуз и кают-компания), Боцман, а для друзей - просто Бося, контролирует верхнюю палубу в носовой части судна. На стоянках в порту он свиреп, в море - сама доброта.

    Остальные члены экипажа разместились равномерно на свободной территории судна.

    За нашу и вашу креветку

    Уже вторые сутки в море. На экране радара наконец-то появляется цель - малый рыболовный траулер "Капитан Владимир Нечухрин". Информация о промысловых судах приходит из специального центра на Камчатке: каждое российское судно оборудовано специальной аппаратурой, которая автоматически посылает данные в упомянутый центр. Сложнее с судами "под флагом", они не обязаны оснащаться подобной аппаратурой, но у Пограничной службы ФСБ большой опыт и давние традиции контроля экономической зоны.

    Позже, уже на берегу, начальник Сахалинского погрануправления береговой охраны ФСБ генерал-майор Андрей Бурлака скажет, что эффективность определяется не количеством пограничных судов и кораблей. Больший эффект дают оперативные формы и методы.

    - Работаем, - многозначительно заключает генерал. - В том числе и с рыбаками.

    А вот результат всех спутниковых наблюдений и оперативных комбинаций не изменился со времен таможенника Верещагина. На промысловое судно должна высадиться осмотровая группа и лично проверить бумаги и трюмы.

    ...Скептически осмотрев меня, боцман Александр Супрунов великодушно выдает реглан - морскую теплую куртку - и спасательный жилет. Первая же волна, окатившая шлюпку, на которой мы идем к траулеру, позволила оценить благородство боцмана: вода просто ледяная. Мы - это четыре члена осмотровой группы. Пограничник капитан-лейтенант Сергей Соловьев, два гражданских инспектора и ваш покорный слуга. Спасжилет почему-то есть только у меня.

    Шлюпка - это громко сказано. На самом деле это небольшая резиновая лодка, как щепка болтающаяся на морских волнах. Мы у цели, теперь предстоит забраться по мокрому и скользкому веревочному трапу на высоченный борт траулера.

    Для человека, не обладающего морской сноровкой, это нелегко. Но температуру забортной воды я уже оценил. И совершенно некстати рядом проплывает льдина...

    Что такое траулер? Очень много пугающе-ржавого металла (и не страшно на таком в открытом море?), неистребимый рыбный запах, мрачные лица рыбаков.

    Пограничник с одним из инспекторов в кают-компании обкладываются разрешительными документами и паспортами, мы с другим инспектором идем на менее интеллектуальную работу - обследовать трюм. Читай: при минус 30 в полутемном помещении ворочать ящики. В каждом по 12 килограммовых упаковок северной креветки. Я такие видел в супермаркете на Сахалине: стоят 500 руб. Всего в трюме 8,4 тонны креветки. Но все в рамках квоты, нарушений нет.

    ...Кажется, все-таки я как-то неправильно перебираюсь с траулера на лодку. Видимо, зрелище настолько сильное, что один из инспекторов тихо, на ухо, интересуется: "Ты твердо решил идти с нами на следующий траулер? А хочешь отвезем тебя домой, на "Палию"?..

    Нет уж, назвался груздем - полезай в кузов. Правильнее - в шлюпку. Вперед, на следующий осмотр: на горизонте владивостокский траулер "Капитан Селюк". Тоже пришел в Татарский пролив за креветкой, правда, не для нас. Ее съедят корейцы. Пусть едят, но сначала мы ее пересчитаем. И пусть опять обледеневший трап и трюм-морозильник, но ни грамма неучтенного деликатеса за границу!

    Морской бой

    - Обычно все вот так и бывает, - рассказывает Сергей Соловьев. - Мирно: высаживаемся, проверяем бумаги.

    Сергей родом с Сахалина, семья гражданская. Обычная островная биография: школа, техникум, диплом горного электромеханика. Потом военное училище во Владивостоке. Выпускался минером, служил артиллеристом. На осмотры ходит с лейтенанта. Сколько раз?

    - Да кто их считал?! - пожимает плечами Сергей. - Вероятно, сотни. Сахалин по кругу не раз обошел.

    Сейчас его должность называется солидно: начальник осмотровой группы сторожевых катеров. По штату ему положен заместитель-мичман и три контрактника. Но народа не хватает, да и в море не все рвутся.

    - Вот как-то высадились на шхуну, она крабовым промыслом занималась. Что-то некстати коротнуло, судно обесточилось, потеряло ход, нас понесло в Японию. Вовремя вызвали на помощь пограничный корабль, он нас взял на буксир. Кстати, шхуна еще та: флаг монгольский, хозяин кореец, экипаж русский. А мне такая работа нравится, - заключает офицер.

    Капитан-лейтенант Соловьев - единственный, у кого в нашей осмотровой есть оружие: пистолет. Но по обстановке могут выдать и "Калашников". На мой допрос - приходилось ли применять оружие на поражение? - отвечает уклончиво. Как правило, сопротивления нарушители не оказывают. Хотя, говорит, в жизни всякое бывает.

    Оперативную видеозапись со "всяким" мне показали на условиях анонимности. Судно-браконьер под флагом одной из стран региона пыталось спастись бегством и было обстреляно пограничным самолетом. К беглецу подходит наш корабль, начинает высаживать осмотровую группу. Траулер вдруг дает ход. На нарушителе оказывается только один инспектор, у которого из оружия - ракетница.

    Дальше следуют сцены, которые могли бы украсить любой триллер. Экипаж - китайцы (флаг судна и национальность экипажа - вещи не взаимосвязанные) ведут себя странно. Натягивают спасжилеты, сбрасывают спасательный плот.

    - Это они собираются страховой случай устроить, - поясняют инспектора. - Пустят свой траулер на дно, вместе с ворованным крабом в трюмах, скажут - русские потопили.

    Провокация не удалась. Наш инспектор - назовем его Петрович - с ракетницей в руке и такой-то мамой в одиночку справился с двумя десятками агрессивно настроенных моряков. С корабля Петровича поддержали автоматным огнем, убедив браконьеров отказаться от безрассудной затеи.

    А еще раньше были даже случаи захвата в заложники осмотровой группы: экипаж сейнера как-то блокировал инспекторов в трюме. На перехват обнаглевших браконьеров послали самолет Ан-72, пришлось стрелять.

    Впрочем, это цветочки. Случаются и настоящие баталии.

    Один из последних - настоящая операция по задержанию траулера "Андрей Ефремов".

    - Нам за него по почетной грамоте вручили, - рассказывает непосредственный участник задержания рулевой Денис Иванов. - Это я сейчас прикомандирован к "Палии". А брали траулер мы на боевом корабле "Корсаков". Несколько часов "Андрей Ефремов" преследовали. Уйти он не мог, траулер развивает не больше 14 узлов, а у нас раза в два больше скорость. Поэтому хитрили: сбросят ход, мы - лодку с осмотровой группой спускаем на воду. Они - деру. Понимают, что мы людей на резиновой лодке в открытом море не бросим. 2,5 часа с нами так играли. Им всего-то миль 20 до японских территориальных вод оставалось.

    Ну и доигрались: открыли мы огонь на поражение...

    Только получив несколько десятков пробоин в корму, горящий траулер окончательно сдался. На "Андрее Ефремове" нашли 30 тонн живого краба. Инспектора говорят, что если бы траулер дотянул до японских вод, то хозяину это принесло бы примерно 600-700 тысяч долларов чистого дохода.

    "В ходе межведомственной операции "Рубеж" пограничный корабль Сахалинского управления береговой охраны ФСБ России патрулировал в Южной части Охот-ского моря с целью пресечения контрабандного вывоза биологических ресурсов в порты иностранных государств. В 01 час 30 минут вахтенный радиометрист обнаружил цель, следующую курсом на японский порт Абасири. Вахтенный офицер по радио запросил у капитана судна его название. Капитан быстро и бодро представил его как средний рыболовный траулер "Южный". Командир сторожевика предложил застопорить ход и предоставить судно для проведения контрольно-проверочных мероприятий. Связь неожиданно прервалась, и безмолвное судно начало уклоняться от встречи с пограничным кораблем в сторону Японии. Командир принял решение о преследовании. При сближении оказалось, что это не "Южный", а траулер "Славянка", если верить надписям на крыле капитанского мостика. В последствии оказалось, что название липовое - это средний рыболовный траулер "Андрей Ефремов", но тщательно замаскированный. В 03 часа 30 минут капитан был предупрежден о выполнении предупредительной стрельбы, но никак не отреагировал на предупреждение.

    Пограничники были вынуждены произвести предупредительную стрельбу.

    В 04 часа 00 минут - стрельба на поражение по кормовому срезу судна, где находится винто-рулевая группа, для лишения управляемости и хода. После одного из попаданий нарушитель остановился, по радио капитан заявил, что предоставляет судно для осмотра, но через короткое время дал ход и продолжил движение в Японию. Повторное попадание окончательно лишило судно управляемости. Это произошло в непосредственной близости от японских территориальных вод, преследование продолжалось более 3 часов. Никто из экипажа не пострадал. По невыясненный причинам в кормовом отсеке судна произошло возгорание, которое было ликвидировано"

    Из пресс-релиза о задержании траулера "Андрей Ефремов".

    Водный мир

    - Краб - это самый валютоемкий продукт Татарского пролива, - говорит командир части капитан первого ранга Вил Хасанов. - Сейчас готовимся предотвратить браконьерский промысел морского ежа. Напролом браконьеры, конечно, не пойдут, опять будут работать под прикрытием каких -то научных программ.

    Конечные страны потребления - Корея и Япония.

    Если пограничники арестовывают суда с грузом еще живых морских беспозвоночных, то у живности есть шанс уцелеть. За прошлую путину в районе Сахалина и Курил удалось отбить и выпустить у браконьеров 83 тонны живого краба. Их в сопровождении ихтиологов вывезли в море и аккуратно выпустили в воду. Жить и размножаться.

    Есть и другие победы. По словам генерала Бурлака, недавно морские пограничники смогли нейтрализовать большую преступную браконьерскую группу, обосновавшуюся в Корее, "выбив" из их промысла четыре судна.

    Учитывая, что сейчас в разгаре минтаевая путина, а на носу - лососевая, удар по браконьерам как нельзя кстати. А сейчас сахалинские пограничники готовят еще сюрприз: отрабатывают воздушно-морскую десантную операцию. Ее суть: на судно-нарушитель с вертолета ФСБ будет высаживаться спецназ МВД. Такого еще нигде и никогда не было. Впрочем, и такого разнообразия и количества биоресурсов, как здесь, нет больше нигде.

    ... Через трое суток честно выполнившего свой долг журналиста списали на берег. Моя "Палия" работает в море. А где - это, конечно, секрет.

    Ракурс

    Перед командировкой на Дальний Восток автор этих строк побывал на международной выставке оружия. Запомнились эффектные макеты пограничных кораблей и судов. Техника на грани фантастики: мощные, скоростные, невидимые для радаров браконьеров. Оснащены вертолетами. Для пущего антуража их даже стали по-заграничному называть: корветы.

    Увы, в жизни все гораздо прозаичнее. Наша "Палия" - фактически обычный траулер, к тому же в возрасте: спущен на воду во времена СССР. Впрочем, пока строят современные "стелсы", бодрая старушка держит в страхе браконьеров Японского и Охотского морей.

    Поделиться