В России введут еще один вид контроля над предпринимателями

Минфин может поддержать введение оперативных налоговых проверок предприятий и индивидуальных предпринимателей. Эта идея, сообщил вчера статс-секретарь-заместитель министра финансов России Сергей Шаталов, обсуждается в Федеральной налоговой службе.

Но проработанных предложений пока нет, пояснил замминистра в интервью информагентству "Интерфакс-АФИ". Однако, опережая события, Шаталов заявил о возможной поддержке идеи, но "в разумных пределах, в рамках цивилизованных процедур и с понятными правовыми последствиями".

"Многие государства, в частности, Казахстан, имеют оперативные бригады, которые контролируют, ведет ли предприниматель деятельность, подпадающую под налогообложение, и имеет ли соответствующую регистрацию или патент", - сказал замминистра. По его оценке, бизнес, для которого важна равная конкурентная среда, отнесется к введению оперативных проверок с пониманием.

Очередная инициатива ФНС, как видим, выдержана вполне в традициях этого ведомства, неустанно ищущего новые способы контроля над налогоплательщиками. Другое дело, что действующим Налоговым кодексом оперативные проверки не предусмотрены: налоговые органы сейчас имеют право на выездные и камеральные проверки. Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина Сергей Разгулин, отметив этот момент, сказал, что в данном контексте под оперативными проверками нужно понимать выезд налоговых органов на предприятия, проверку наличия или отсутствия деятельности, оприходование прибыли и иные действия для использования этой информации для налогового контроля.

Заместитель руководителя комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Сергей Беляков считает, что в отсутствии конкретных предложений ФНС о введении оперативных проверок делает сейчас невозможной оценку этого новшества: "Неизвестно, какой будет процедура, а только она и может быть надежной гарантией защиты прав налогоплательщиков".

Опрошенные "РГ" с целью выявить контуры нового вида проверок налоговые эксперты пояснили, что в Налоговом кодексе предусмотрены контрольные закупки, которые практикуются и сейчас. Их цель - выявить, к примеру, выдаются ли чеки покупателю при покупке или какая цена указана на товаре. В частности, если на пачке сигарет указана максимальная цена, а продается пачка дороже, этот факт подлежит выяснению.

Вполне вероятно, объясняют эксперты, речь может идти и о спецрежимах, при которых применяется упрощенная система налогообложения (ею должен пользоваться малый бизнес). Не исключено, что какие-то проверки могут быть проведены на предмет использования подобных упрощенных схем крупными предприятиями. И их цель в таком случае - выявить и исключить возможность применять спецрежимы. Однако проводить такие проверки, пояснили эксперты, сложно, так как проверить работу по упрощенной схеме даже через год невозможно. За это время меняется все: от цены до инфляции.

Встречные же проверки, как некое подобие оперативных, в свое время были отменены статьей 93.1 Налогового кодекса. Конечно, сейчас есть камеральные проверки, которые можно трактовать как разновидность оперативной, но они осуществляются постфактум. "Судя по словам Сергея Шаталова, может сложиться впечатление, что оперативные проверки хотят проводить моментально. Но тогда это будет уже контрольной закупкой", - отметили эксперты неувязки в дискутируемой сейчас идее введения оперативных проверок.

Дословно

Что еще сказал

Сергей Шаталов

О снижении ставки НДС. "Резкое снижение ставки налога на добавленную стоимость не является гарантией выхода бизнеса из тени.

Авторы идеи снижения НДС до 12-13 процентов уверяют, что через 8-12 лет все восстановится и мы выйдем на тот же уровень налоговых поступлений за счет легализации "серого" бизнеса, улучшения администрирования и сокращения объемов злоупотреблений со стороны налогоплательщиков. Сомнительна гипотеза, что при таком снижении НДС предприниматели выйдут из тени, что, в свою очередь, автоматически приведет к росту налоговых поступлений. Снижение НДС в России приведет к тому, что товары иностранного производства получат дополнительные конкурентные преимущества, что, соответственно, породит новые проблемы у отечественных производителей. Отказ от налоговых злоупотреблений и выход из тени обусловлен не столько ставками налогов, сколько способностью государства пресекать противоправные действия и тем, как налогоплательщики оценивают риски того, что они будут привлечены к ответственности".

О замене НДС налогом с продаж. "Минфину удалось отстоять свои позиции в споре со сторонниками замены его на налог с продаж.

Налог на добавленную стоимость останется, несмотря на то, что к нему есть совершенно объективные претензии и его следует совершенствовать. Теперь обсуждение перешло в другую плоскость и сконцентрировалось на размере единой ставки этого налога".

О снижении налога на прибыль. "Минфин может к августу подготовить предложения по снижению налога на прибыль в качестве альтернативы снижению налога на добавленную стоимость.

Если при проработке вопроса о снижении НДС, которая должна завершиться к августу, выяснится, что есть ресурсы, позволяющие снижать налоги, то предметом дискуссии должен стать вопрос, какие именно налоги снижать. С моей точки зрения, первым кандидатом может быть налог на прибыль организаций".

О цене на водку. "Минфин по-прежнему выступает за введение минимальных розничных цен на алкоголь и планирует вернуться к этой теме при внесении очередных поправок в закон о госконтроле за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Возможно, такое решение будет непопулярным, но, на наш взгляд, водка не должна быть дешевой, тем более "народной".

По нашим расчетам, в случае принятия такого решения по отдельным товарным группам цены могут вырасти значительно".

(по материалам

"Интерфакс-АФИ")