Ученые, чиновники и журналисты в ходе свободной дискуссии обсудили проблемы развития туристической отрасли в Алтайском крае и пришли к выводу: чтобы туризм стал точкой роста, нужно, прежде всего, просчитать его нынешний вклад в экономику и четко определить перспективы развития.
В течение последних пяти лет Алтайский край активно позиционирует себя как туристический регион. Краю удалось выиграть конкурсы на создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа и игорной. Но сегодня, по мнению экспертов, в туристической отрасли гораздо больше проблем, чем кажется на первый взгляд.
Сервис a la russe
Заместитель начальника территориального управления Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) по Алтайскому краю Юрий Захаров считает, что алтайскому туризму не хватает хорошего сервиса.
- Все, что было построено до сегодняшнего дня на территории края и соседней Республики Алтай, - это отдых эконом-класса: домик, кровать и все, - говорит заместитель начальника алтайского РосОЭЗ. - Если мы хотим сделать туризм точкой роста, надо предлагать качественно новый уровень - международный. Тогда мы сможем привлечь туристов не только из ближайших регионов Сибири, но и из центральной России и из-за рубежа. За 20 лет, которые нам отвел законодатель на создание туристической зоны "Бирюзовая Катунь", надо построить такой комплекс, который сможет принимать 3,5 тысячи отдыхающих одновременно и - при средней загрузке в 56 процентов - порядка 115 тысяч туристов в год.
Однако эксперта по сертификации туристских услуг и услуг средств размещения Федерального агентства по техническому регулированию Татьяну Малышеву смущают заявления властей о намерении в ближайшее время вывести "алтайский туризм на международный уровень". По ее словам, все средства размещения туристов, которые есть сейчас в крае - гостиницы, отели, туристические базы, - зачастую не отвечают не только международным, но даже национальным стандартам.
- Сейчас в России разработан проект стандарта для средств размещения, но меня он настораживает, - поделилась сомнениями с коллегами эксперт. - В нем турбаза описана как отдельно стоящие домики с кухней. Хотя в Европе вообще нет такого понятия, как туристическая база с домиками и очковыми туалетами. Если следовать мировым стандартам, тогда надо идти вразрез с национальными. Я понимаю, что российские стандарты порой не соответствуют тем изменениям в туризме, которые сейчас происходят. Так может быть надо менять национальные стандарты или разрабатывать свою систему индустрии гостеприимства в регионе? Закон о техническом регулировании нам это позволяет. Мы с таким предложением уже обращались и к губернатору, и в главэкономики края, но ответа не получили.
Годовой доход за два месяца
Декан факультета социально-культурного сервиса и туризма технического университета, профессор Валерий Бовтун к необходимости строить хорошие базы и гостиницы прибавил еще две другие проблемы - наличие инфраструктуры и квалифицированных кадров.
Действительно, ситуация с дорогами и логистикой в крае весьма сложная - бийская трасса, соединяющая Барнаул с Бийском и далее с Алтайским районом, где расположена не только турзона Алтайского края, но ОЭЗ Республики Алтай, а также будет строиться игорная зона, - уже сегодня перегружена. С дополнительным потоком туристов она явно не справится. Расширение трассы на всем протяжении в более чем 200 километров потребует огромных вложений. До конца не решен и вопрос реконструкции Бийского аэропорта.
Но даже если туристы благополучно доберутся до мест отдыха на Алтае и их поселят в трех-, четырех-, а то и пятизвездочном отеле, кто будет обслуживать отдыхающих? Ответ на этот вопрос, по мнению участников дискуссии, неразрывно связан с проблемой сезонности в туризме. Сегодня массовый турсезон на Алтае начинается с 20 июня и продолжается по 20 августа.
- 65 дней в году мы считаем активным сезоном, - поясняет президент региональной Ассоциации туризма Татьяна Сажаева. - И за эти 65 дней все турбазы пытаются получить годовую доходность, а дальше либо закрываются, либо работают так, чтобы не потерять кадры. Поэтому-то у нас и работают в основном студенты и граждане бывших союзных республик.
В разгар сезона минимальная зарплата на турбазах составляет 300-350 рублей в день плюс питание и проживание - это за неквалифицированный труд, например, уборку территории. Но на такую работу, по словам Татьяны Сажаевой, невозможно найти желающих, несмотря на то, что в ближайших деревнях люди зарабатывают намного меньше. Вот и приходится нанимать гастарбайтеров.
В ходе обсуждения участники дискуссии предложили создать в крае учебно-тренировочную базу для обучения администраторов, горничных и других специалистов турбизнеса.
- Идея замечательная, - считает Сажаева, - неплохо было бы создать такую тренировочную базу в Алтайском районе. Но сначала надо решить проблему сезонности. Ведь сегодня мы на своих базах обучаем сотрудников, они работают сезон, но дальше мы не можем им предложить нормальную зарплату, поскольку нет туристов. На следующий сезон приходится набирать новых, опять без опыта, без знаний...
Чтобы уйти от сезонности, эксперты предложили развивать всесезонный туризм, причем не только зимние виды отдыха, которые краевые власти сейчас пытаются активизировать в турзоне, но и культурный туризм и так называемый событийный туризм.
- Алтай в этом году попадает в число регионов, где можно наблюдать солнечное затмение, - поясняет профессор кафедры региональной экономики АлтГУ Валерий Мищенко. - На день затмения, 1 августа, у нас сейчас уже нет ни одного свободного места ни на турбазах, ни в гостиницах. Так надо самим создавать подобные события, притягивающие туристов. Для меня, например, самое главное туристическое событие - Шукшинские чтения. Можно по-разному относиться к Михаилу Евдокимову, но почему бы не устроить в крае традиционный праздник юмора, что-то типа Юрмалы.
Забытые территории
Обсуждая проблемы развития туристической отрасли эксперты сошлись во мнении, что несомненно это одно из перспективных направлений развития экономики. Но для того, чтобы оно стало точкой роста, надо для начала хотя бы просчитать, какие "дивиденды" туризм принесет в экономику края. Участники дискуссии убеждены, что сегодня никто точно не может назвать даже число посещающих регион туристов, поскольку нет методик подсчета, как нет и систем оценки мультипликативного эффекта развития отрасли.
- Роль туризма в социально-экономическом развитии края никто не просчитывал, - уверена Татьяна Сажаева, - поэтому говорить о каком-то росте не приходится. Мы не знаем, какую долю сейчас в экономике региона занимает туризм. Хотя в перспективу этой отрасли я несомненно верю.
По мнению экспертов, в подходах к развитию туризма нужно оперировать более глобальными понятиями, нежели только строительство зданий в турзоне.
- Местные власти зациклились на создании туристической зоны на небольшом пятачке в долине Катуни и незаслуженно забыли другие территории Алтайского края, где целесообразно развитие туристско-рекреационных услуг, - считает профессор Мищенко. - Нужен комплексный подход, который позволял бы развивать туризм на всей территории края и решать все существующие проблемы. Плохо, что нет программы развития туризма.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что комплексная программа развития туризма не только бы расширила географию отрасли, но и могла бы помочь решить большинство обсуждаемых проблем.
P.S.
Краевые власти убеждены, что никакой дополнительной программы развития туризма не требуется, поскольку все необходимые меры заложены в концепции развития Алтайского края до 2025 года, которая уже разработана и вскоре будет принята.