Эксперты решили составить портрет российского среднего класса, выяснить, чего он хочет от власти, и подготовить предложения, как расширить его ряды. Такой первый в истории страны масштабный проект начинает Институт современного развития, объявил вчера на конференции "Средний класс: проблемы формирования и перспективы роста" председатель правления института Игорь Юргенс.
В рамках проекта будут проведены так называемые полевые исследования и взяты тысячи интервью по всей России. Результаты и рекомендации институт озвучит через год, обещает Юргенс. Каких-либо конкретных заказов от власти на такую работу институт не получал, признался Юргенс журналистам. Но он уверен, что исследования будут востребованы. В последнее время о необходимости расширения в стране среднего класса много говорили первые лица государства, а в разрабатываемой концепции социально-экономического развития России до 2020 года предлагается увеличить его долю среди населения страны до 50 процентов, напоминают эксперты.
Впрочем, дело не в процентах, считают они. "Сам по себе рост среднего класса не может быть целью развития общества. Цель - сделать так, чтобы комфортно жилось всем. А средний класс может быть индикатором того, как мы движемся к этой цели, показателем здоровья или нездоровья общества", - поправляет авторов концепции руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. А, по мнению Юргенса, без среднего класса в России нельзя будет построить ни настоящее демократическое общество, ни конкурентную экономику, ни эффективную систему госуправления.
Считается, что сейчас критериям среднего класса соответствуют 15-20 процентов населения. Но с такой оценкой согласны не все. Правда, четко очертить границы среднего класса пока никто не берется. Представление, будто есть богатые, бедные, а посередине находится средний класс, неверное, предупредил от расхожего заблуждения Гонтмахер. К среднему классу себя причисляют люди с доходами от 15 тысяч до полутора миллионов рублей в месяц. Но человека из среднего класса нельзя вычислить только по уровню доходов или "размеру желудка", образно выражается Гонтмахер. Такой человек должен иметь банковский счет, недвижимость, брать кредиты, иметь профессиональное образование не ниже среднего, вкладывать деньги в свое здоровье, а также иметь активную гражданскую и общественную позицию, перечислил "джентльменский набор", необходимый для зачисления в средний класс, Юргенс.
Идеально под определения среднего класса попадают пока всего 7 процентов граждан, подсчитала директор Независимого института социальной политики и одна из основных участников проекта Татьяна Малеева. Впрочем, надо помнить, что мы начинали с низкого старта. Тяжелейший кризис, из которого страна выходила почти 10 лет, не годился для условий формирования среднего класса, внес в дискуссию оптимизм президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев.
Но экспертов беспокоит не то, что доля среднего класса пока невелика. Они вообще предлагают не зацикливаться на подсчете процентов. Проблема в другом: создать условия, для того чтобы на "социальном лифте" к среднему классу могли приблизиться другие группы населения, говорила Малеева. Кроме того, российский средний класс по своему качеству и образу жизни резко отличается от такой же группы в странах с развитой экономикой. В нашей стране в него входят в основном бюрократы и представители добывающих секторов. Из среднего класса практически выпадает малый и средний бизнес, интеллигенция. В течение последнего десятилетия из-за отсутствия интересных проектов и хорошо оплачиваемой работы за границу уехали перспективные ученые. "Мы оправили за рубеж пару миллионов потенциальных представителей среднего класса. И теперь там они входят в высший класс", - сокрушается Григорьев. Кстати, по словам Юргенса, одна из мер, которую институт наверняка предложит правительству, будет касаться создания условий для возвращения в страну соотечественников. Надо, по его мнению, вернуть институт двойного гражданства.
У Евгения Гонтмахера - свой рецепт. Следует немедленно продвигать пенсионную реформу и систему добровольных пенсионных накоплений, считает эксперт. Это даст человеку уверенность в завтрашнем дне, а с трудоспособного населения снимет дополнительную нагрузку по поддержке пенсионеров. Пока же, по подсчетам специалистов, в системе добровольных пенсионных накоплений смогут участвовать максимум полтора миллиона граждан. При этом средний капитал, который они успеют собрать к моменту выхода на пенсию, составит 4,5 тысячи рублей. Как изменить ситуацию, экспертам еще предстоит решить.
Продумают они и меры по поддержке малого бизнеса. Главное, сделать так, чтобы в стране появилось больше хорошо оплачиваемых рабочих мест. Юргенс не стал скрывать, что эксперты сформулируют предложения и по налоговым изменениям. Но подробности раскрывать не стал.
Иностранные журналисты пытались выяснить у Юргенса, как будет выглядеть российская модель по росту среднего класса, на какую схему - западноевропейскую, американскую или японскую - она будет похожа. Но Юргенс результаты исследования предварять не захотел. Сначала, считает он, нужно выяснить, как выглядит средний класс в России, а уже потом давать рецепты.