29.04.2008 02:42
    Поделиться

    Тюменские ученые: В стратегии развития региона немало белых пятен

    По мнению ученых, в стратегии развития региона немало белых пятен

    Стратегия развития юга Тюменской области до сих пор остается не только головной болью местной власти, но и предметом спора среди ученых и бизнесменов. Даже принятый недавно генеральный план Тюмени, по мнению некоторых специалистов, далек от совершенства.

    С одним из тех, кто профессионально занимается разработкой математических моделей развития экономики территории, доктором технических наук, заведующим кафедрой технической кибернетики ТГНГУ Владимиром Цыбульским, встретился корреспондент "РГ".

    Российская газета: Чем может помочь региону такая сухая наука, как математика?

    Владимир Цыбульский:  Дать формализованное представление об экономике, например, юга Тюменской области, на основе которого мы можем спрогнозировать развитие территории в зависимости от определенных условий. Составляется математическое уравнение, связанное с такими показателями, как валовый продукт, количество квадратных метров жилья и т.д.  И, прогнозируя движение этих показателей, мы можем отражать развитие экономики. Экономический прогноз делается на год-два, не больше, поскольку за этот сравнительно короткий период времени меняются и политические, и социально-экономические условия.

    РГ: А какой смысл составлять прогноз на год-два?

    Цыбульский: Если в обществе сложилась неустойчивая, кризисная ситуация, то, сделав прогноз всего лишь на год вперед, можно успеть принять меры.

    РГ: Получается, что с помощью математических методов…

    Цыбульский: …Во-первых, прогнозируются некоторые ситуации. Во-вторых, оценивается устойчивость развития территории. Мы делаем расчеты и показываем власти слабые стороны - это очень актуально. Наша власть оптимистична и прогнозирует, что все будет хорошо. А на самом деле некоторые рейтинги далеки от идеальных.

    Еще одно направление нашей деятельности - расчет капитализации юга Тюменской области. Этого показателя до сих пор нет. Никто не знает, "сколько стоит" наш регион. Между тем Ямал и Югра уже оценены по международным индексам: сложили стоимость крупных нефтяных компаний и получили индекс территории. Поскольку на юге области таких крупных фирм нет, то международные фонды и агентства им и не занимаются.

    Капитализация позволяет территории достичь определенного инвестиционного рейтинга, кроме того, она нужна для оценки устойчивости развития. Большая капитализация - устойчивая территория, маленькая - нет. Это во-первых. Во-вторых, при большой капитализации можно получить серьезный кредит в международных банках.

    РГ: А что нужно сделать, чтобы повысить капитализацию нашего региона?

    Цыбульский: Самый простой показатель - количество дорог на тысячу квадратных километров. На юге области он очень низок. Значит, для развития территории нужно строить дороги. Еще один показатель - количество промышленных предприятий, получивших аудиторскую оценку. Их не так много, можно по пальцам пересчитать.

    Огромное количество недвижимости, ценные бумаги, банковские структуры - то есть то, что дает в будущем некоторые выгоды, является показателем капитализации. Если бы в Тюмени был финансовый центр и население много зарабатывало бы - это тоже стало бы показателем капитализации.

    Еще один момент - интеллектуальный капитал. Вот с этим проблема. В науку сколько вкладывается? Очень мало! По России - в три раза меньше, чем в 1991 году. Даже механизма нет - как вкладывать деньги в науку. Компетенция нашей власти такова, что они не могут финансировать напрямую, только через конкурсы, а конкурсы - это механизм для чиновников и бюрократов. Нужно покупать оборудование, строить академические центры, лаборатории. Академический центр в Тюмени должны были построить еще при советской власти. Но так и не построили.

    РГ: Но Тюмень всегда была научным центром для нефтяного Севера.

    Цыбульский: У нас в свое время работало очень много прикладных НИИ - около пятидесяти. Они занимались и лесом, и нефтью, и дорогами. Сейчас - десяток-полтора. В основном проектные, наукой они почти не занимаются. Да, есть отдельные результаты и отдельные личности, но это единицы. А системы нет.

    У нас в стране всего десять технопарков, один из которых появится у нас. Но в Тюменском технопарке - восемь рабочих мест для начинающих предпринимателей. Это смешно! Их должно быть как минимум двести.

    РГ: Какая модель развития экономики территории из тех, что вам довелось разрабатывать, была самой востребованной?

    Цыбульский: Совместно с Институтом проблем освоения Севера мы принимали участие в разработке стратегии Тюмени. Она принята городской Думой и положена в основу генерального плана развития областного центра.

    Тюмень поделили на шесть подсистем: "Человек", "Экология и ресурсы", "Социальная подсистема", "Экономическая", "Управление", "Инфраструктура". Провели анализ состояния города по каждой из этих подсистем, разработали систему показателей, при помощи которых можно отслеживать их развитие. И после этого разработали стратегию - за счет чего можно развивать Тюмень.

    РГ: И за счет чего же?

    Цыбульский: Первое - технопарк. Просчитали его доходность. Сама идея великолепна, но реализовать ее надо по-другому. Второе, мы обозначили, что Тюмень - образовательный центр, и нужно реформирование системы образования. Но этот вопрос пока завис.

    Следующая точка роста - сервисное обслуживание территорий, например, северных студентов. Мы предлагали построить восемнадцать корпусов жилья - студенты бы приезжали и платили бы приличные деньги, за счет которых город смог бы развивать инфраструктуру. Это был высокодоходный проект. Все было просчитано. Но администрации сказали, что это - доходные дома, власть этим заниматься не будет.

    Мы предлагали и проект по гастарбайтерам: мигрантов нужно отслеживать с момента их посадки на поезд, собирать, обучать, выдавать им документы о регистрации и предлагать компаниям. Тогда это будет нормальный цивилизованный рынок труда. Мы вкладываем в них деньги и хотим их вернуть. Это была нормальная схема, которая решала массу социальных проблем. Кроме того, это был бы прямой доход городу.

    РГ: А еще Тюмень собираются сделать городом-миллионником.

    Цыбульский: Да, и мы предложили разработать проект пригородной экономики: все промышленные предприятия выносятся за город, создаются промышленные зоны, маленькие городки для жилья, инфраструктура. Это позволяет создать много рабочих мест, поднять промышленность. Но опять же этот проект идет с трудом: стоимость земли у нас такова, что предприятию нужны колоссальные средства, чтобы выехать за город. Проще его обанкротить.

    Всего было предложено шестнадцать проектов. Некоторые из них действуют. Например, строится центр логистики, поскольку Тюмень - крупный транспортный узел.

    У нас есть что предложить городу. Например, можно обновить стратегию и сопровождать проекты. Нужно создать агентство по стратегическому развитию и начинать продавать проекты инвесторам. Они в этом крайне заинтересованы.

    Поделиться