Главный хранитель архивов Лубянки раскрыл для "РГ" досье о секретных операциях разведгрупп
В канун Дня Победы по телевизору снова чередой фильмы о войне. Люди смотрят их с огромным интересом. Многим хотелось бы знать, где правда, а где вымысел.
Сейчас на такие вопросы ответить стало проще, потому что рассекречивают большое количество документов той поры. Снимает гриф "секретно" с тысяч закрытых папок и Лубянка. Об этом корреспонденту "РГ" рассказал начальник Управления регистрации и архивных фондов ФСБ России генерал-лейтенант Василий Христофоров.
Российская газета: Василий Степанович, вы как хранитель секретов наших спецслужб точно знаете правду о войне и роли органов НКВД, разведки, контрразведки, отрядов СМЕРШ во время Великой Отечественной. Недавно вся страна с интересом просмотрела новый сериал "Апостол". Скажите, в реальности мог ли быть такой факт, чтобы органы НКВД посылали в тыл врага не профессиональных разведчиков, а гражданских лиц?
Василий Христофоров: Конечно. И такие случаи были. У нас в архиве хранятся материалы разведывательно-диверсионных групп и отрядов. Приведу в качестве примера интересное дело - разведгруппы "Мария".
В августе-октябре 1941 года в районе Смоленска действовала разведывательная группа из трех человек. Ни один из них не был кадровым сотрудником НКВД. Они действовали под видом семьи беженцев. Отца изображал профессор МГУ Яков Степанович Кумаченко, а его жену - преподавательница пединститута.
В роли сына в тыл был заслан семнадцатилетний мальчишка, известный нам под псевдонимом Яша - радист из Наркомата речного флота, который накануне войны окончил радиошколу Метростроя.
Ни один из троих не умел стрелять и никогда до этого не держал в руках оружия, поэтому оперативники НКВД его им и не дали. Два месяца они ходили по тылам противника и передавали ценнейшую информацию в Москву.
Сначала несколько дней разведчики передвигались вдоль линии фронта с колонной настоящих беженцев. С собой в рюкзаке они носили радиостанцию, прикрыв ее сверху только кусками сала. Через некоторое время они передали в центр радиограмму, что немцы участили проверки личных вещей беженцев и они на месяц прерывают радиосвязь, потому что вынуждены закопать радиостанцию. Зато без радиостанции им стало проще углубляться в тыл противника.
РГ: Как сложилась их судьба?
Христофоров: Нам известно, что только за сентябрь группа передала 36 радиограмм. В конце октября 1941 года они благополучно вернулись с задания, получили медали "За боевые заслуги". Недавно мы выяснили, что Яша в добром здравии живет в Туле. Надеюсь, что в ближайшие дни состоится наша личная встреча, о которой можно будет рассказать читателям "РГ". Пользуясь случаем, поздравляю всех ветеранов с Днем Победы.
РГ: Значит, как я понимаю, никто из группы не был прототипом телесериала, но в принципе мог им быть?
Христофоров: Нет, "Апостол" вообще не построен на архивных данных. На мой взгляд, там есть и неточности.
Например, в начале сериала главного героя, обычного учителя, в роли которого выступил блестящий актер Евгений Миронов, офицер НКВД, сыгранный Николаем Фоменко, угрозами вынуждает переправиться за линию фронта и стать диверсантом.
Не было такого никогда. Историческая правда заключается в том, что в тыл противника посылали только добровольцев. У нас в архиве хранятся сотни документов и рапортов, в которых простые советские люди писали, что считают за честь пойти в тыл противника и выполнить любое, пусть даже самое маленькое, задание.
Наши архивы подтверждают то, что НКВД не только не испытывал недостатка в кандидатах в разведчики, но еще и выбирал среди многочисленных добровольцев наиболее подходящих.
РГ: Как их готовили, как с ними обращались в НКВД?
Христофоров: Процесс подготовки занимал примерно месяца три. Но я хотел бы заострить внимание не на этом, а на том, как обращались с их семьями, потому что этот момент также искажен в "Апостоле". Если помните, как только главного героя забирают в НКВД для подготовки, с его женой чекисты и чиновники творят что-то невообразимое.
Документальные данные, хранящиеся в изобилии в нашем архиве, свидетельствуют об обратном. Как только добровольцев записывали в разведшколы, их настоящие семьи брались под полную правовую, физическую и социальную защиту, конечно, насколько это было возможно в условиях войны.
По архивам известен случай, когда семье разведчика местными органами было отказано в продовольственной карточке. Чиновники посчитали, что они, деревенские жители, могут прокормиться, так сказать, сами с собственного участка. Но те пожаловались в органы НКВД и карточку им вернули.
РГ: В любом художественном произведении должен присутствовать художественный вымысел, а к архивам, особенно к вашим, доступ затруднен. А авторы этого и других фильмов не всегда могут объективно судить о правде.
Христофоров: Авторы "Апостола" к нам даже ни разу не обращались. Хотя в начале показа позиционировали свое произведение чуть ли не полностью основанным на архивных данных и лишь где-то к середине сериала признали, что документальной подоплеки в нем нет.
Отличие же художественного вымысла от неправды в том, что в вымысле лишь приукрашиваются и дописываются некоторые детали, которые не влияют на суть предмета.
Наиболее наглый и беспринципный пример околоисторической лжи - это фильм "Сволочи". Его создатели заведомо знали, что создают фальшивку, с точностью до наоборот воспроизводящую события сороковых годов.
Задолго до съемок они обратились к нам с письменной просьбой и получили от нас развернутый ответ. Мы им написали, что лагерей для диверсантов из подростков НКВД никогда не имел и подростки с диверсионными целями в тыл противника не направлялись. Но у нас есть документальные свидетельства о том, что немецкая разведка, со своей стороны, отбирала из числа пленных одаренных советских детей, готовила их в диверсионных школах и забрасывала в наш тыл.
В ответе мы также указали, что готовы предоставить все имеющиеся в нашем распоряжении архивы и документы по этой теме. Авторы "Сволочей" сказали нам спасибо, но никто из них у нас больше не появился.
РГ: Какие документы вы готовы были раскрыть по этой теме?
Христофоров: Архивы НКГБ 1943 года, в которых говорится о первых задержаниях юных диверсантов, подготовленных немецкой разведкой.
Из приложения к докладу НКГБ СССР в Государственный комитет обороны от 5 октября 1943 года следует, что за первую декаду сентября органами НКГБ было задержано 10 диверсантов в возрасте от 14 до 16 лет, переброшенных в тыл Красной Армии на самолетах.
Задержанные оказались уроженцами Калининской и Смоленской областей, которых немцы 29-31 августа забросили на территорию Курской, Воронежской, Смоленской и Московской областей. Пятеро из них добровольно сдались после приземления, а остальные были задержаны в результате спец операции.
Из их допросов оперативники и узнали все детали плана гитлеровцев. Первоначально немецкая разведка создала лагерь для подростков в июне 1943 года в 4 километрах от Смоленска. Скоро дети под видом экскурсантов были переведены в Германию - местечко Вальдек под Касселем.
С подростков взяли подписки, обязывающие их вести борьбу против комиссаров, коммунистов и политруков. В течение месяца они занимались на специальных курсах, изучали топографию, строевую подготовку и парашютное дело. В августе их переправили в город Орша на территории Белоруссии и ознакомили с заданием. После приземления в тылу Красной Армии они должны были выйти на железную дорогу, разыскать склады, снабжавшие паровозы топливом, и подбросить в штабеля с углем куски взрывчатки, замаскированные под уголь. После выполнения задания подросткам надлежало вернуться к немцам, собирая разведданные по пути следования.
РГ: Это единственные документы об использовании малолетних в диверсионных целях?
Христофоров: Нет. После ареста первой группы несовершеннолетних диверсантов был зафиксирован еще один случай. В ноябре 1943 года в Полтавской области сотрудниками НКВД была задержана группа из 4 немецких агентов. Среди них двое подростков 14 и 15 лет. Диверсанты прошли обучение в разведшколе "Абвер Трупп-203". Они должны были совершить диверсии на железнодорожном участке Полтава-Кременчуг также с использованием взрывчатки, замаскированной под уголь.
РГ: Какие еще рассекреченные документы из архивов ФСБ могут развенчать сложившиеся штампы и мифы?
Христофоров: В последнее время мы готовим к рассекречиванию большое количество документов, касающихся заградотрядов, вокруг которых давно сложилось достаточно вымыслов.
Заградотряды выполняли больше комендантские функции. Они отлавливали дезертиров и лиц без документов, выявляли шпионов, а отступающих возвращали в части. Они были армейскими, во главе их стоял офицер НКВД.
При каждой армии формировалось по три-пять заградотрядов по 200 человек. Они располагались в тылу, как тогда говорили, неустойчивых дивизий, которые раньше себя проявили массовыми отступлениями и фактами дезертирства. И в общем-то неплохом сериале "Штрафбат" именно деятельность заградотряда показана наиболее искаженно. У нас их в архиве тысячи страниц, и по хронологии пробелов нет от начала их формирования в 1942-м и до их расформирования в 1944 году.