МВД подготовило документ, в котором прописаны все нюансы взаимоотношений автоинспектора и водителя
МВД разработало свод правил, которые четко регламентируют отношения Госавтоинспекции с водителями и пешеходами.
Буквально "по шагам" будет установлен порядок работы автоинспектора: как он должен действовать в случае аварии, нарушения правил движения и других дорожных неожиданностей. Для водителя этот документ и все прописанные в нем "можно" и "нельзя" не менее важны. Ведь при столь частых изменениях законодательства он не всегда знает, что от него требуется.
Административный регламент - это новое слово в российском законодательстве. Такие регламенты с подачи министерства экономического развития разрабатывают все ведомства, для того чтобы упорядочить процедуру общения чиновников с гражданами. Теперь и сотрудников ГИБДД построят по регламенту. Правда, в отличие от других ведомств в документе для ГАИ не прописаны временные рамки, ограничивающие ту или иную процедуру. Дорожная обстановка специфична и предугадать, какое время потребуется для оформления аварии, составления протокола, практически невозможно.
Прежде чем утверждать этот важный документ, в милицейском ведомстве решили провести его широкое обсуждение. Сейчас проект регламента выложен в открытом доступе на сайте Министерства внутренних дел России. Содержание документа - это не только сведенный воедино сборник всех законов, актов, приказов и инструкций, касающихся милиции и безопасности дорожного движения. В регламент заложено немало новаций.
Электронное окно в ГАИ
Первая проблема, с которой сталкивается любой автовладелец, - где найти точную информацию: куда обращаться в различных ситуациях, что нужно сделать, чтобы поставить автомобиль на учет, пройти техосмотр, и далее по списку. Пока такие важные сведения сложно найти даже в Интернете. Даже в Москве открыт только один сайт Госавтоинспекции - сайт ГИБДД Северного административного округа. Регламент требует, чтобы практически все подразделения ГАИ субъектов РФ обзавелись своими страничками в Интернете. Там должны быть размещены все необходимые сведения: адрес электронной почты, телефоны, справочные материалы.
Но это нововведение не отменяет и традиционных способов получения информации. Например, по телефону. "Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа, в который позвонил гражданин, фамилии и должности сотрудника, принявшего телефонный звонок. При невозможности сотрудника, принявшего звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы, телефонный звонок должен быть переадресован (переведен) на другое должностное лицо..."
Ценности инспектору не передавать
Понятно, что любой представитель власти должен быть вежлив, тактичен и корректен даже с самым злостным нарушителем. Но одними хорошими манерами его обязанности не ограничиваются. "В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.
При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.
При остановке транспортного средства или пешехода сотрудник по требованию участника дорожного движения обязан предъявить служебное удостоверение".
Впервые в новом документе прописаны правила применения видеокамер и диктофонов: "Сотрудник при общении с участниками дорожного движения имеет право использовать специальную видео- и звукозаписывающую аппаратуру, при необходимости заранее предупредив их об этом".
С документами инспектор должен обращаться так же, как и с гражданами, то есть бережно. А если, не дай бог, в документы, переданные инспектору, затесались деньги или другие ценные бумаги, то он должен вернуть документ обратно его владельцу и предложить забрать все ценности. Вообще "сотрудникам запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, подарки и какие-либо предметы, не связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей".
Засада на дороге
Очень много было споров о засадах - так называемом скрытом контроле. В регламенте прописано: "Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям Госавтоинспекции, не допускается". Здесь же разъясняется, что патрульный автомобиль - это транспортное средство Госавтоинспекции, на наружной поверхности которого нанесена специальная цветографическая схема, оборудованное стационарными устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов, включенное в установленном порядке в постовую ведомость.
Однако в следующем пункте сказано, что "контроль за дорожным движением может осуществляться как в открытой, так и в скрытой форме - с использованием патрульных автомобилей скрытого контроля". До сих пор патрульные автомобили скрытого контроля ничем внешне не выделялись на фоне остальных. Распознать их можно только по госномеру. Причем отличия номера не в цвете, а в буквах. Но в каждом регионе эти номера - свои. Так что каким образом водитель отличит патрульный автомобиль скрытого контроля от любого другого - осталось не разъясненным.
Если судить по регламенту, то после его вступления в силу инспектор в первую очередь должен "разруливать пробки", а не заниматься оформлением нарушений. "При выявлении затруднений в движении, предзаторовых, заторовых ситуаций, иных помех движению транспортных средств и пешеходов обеспечивается выполнение распорядительно-регулировочных действий". А если он поймал нарушителя, то заниматься им обязан только после того, как ситуация на дороге будет разрулена. Или же вызвать наряд ДПС через дежурного.
Пьяному требуются понятые
Все, что касается выявления опьянения, прописано в регламенте довольно подробно.
Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения осуществляется инспектором в присутствии двух понятых. При этом должны быть использованы технические средства измерения, которые обеспечивают запись результатов исследования на бумаге. Применять можно только те приборы, которые утверждены Росздравнадзором. Если у автоинспектора нет такого прибора, то освидетельствование проводится на ближайшем посту ГИБДД.
Если водителя потребуется отправить на медицинское освидетельствование, гаишнику потребуется пригласить двух понятых.
Лихачи на видео
Видео- и фотофиксация нарушений на дороге - новое понятие для российского законодательства. Соответствующие изменения в КоАП и в Правила дорожного движения вступят в силу с 1 июля нынешнего года. До сих пор никаких инструкций на этот счет у МВД не было. С принятием регламента они появятся.
"При контроле за дорожным движением могут использоваться: стационарные средства автоматической фиксации, размещаемые на конструкциях дорожно-транспортной инфраструктуры или специальных конструкциях; мобильные, размещаемые на участках дорог в зоне ответственности постов, маршрутов патрулирования".
Места установки и режим кино- и фотокамер на дорогах будет утверждать руководитель местного подразделения ГАИ.
Кому жаловаться
При всей четкости правил общения внештатных ситуаций никто не отменял. Не всегда милиционеры действуют в рамках своих полномочий. И не всегда их мнение беспристрастно. На этот случай в регламенте прописан порядок обжалования. Граждане смогут заявлять о нарушениях своих прав, о противоправных решениях гаишников или их некорректном поведении на интернет-сайте и по электронной почте МВД, ГУВД, УВД.
Правда, сроки рассмотрения жалоб прописаны только для письменных обращений: 30 дней. Для всех остальных случаев они не установлены. Хотя надо бы.
Регистрация с секундомером
Это первый, но не единственный регламент, касающийся взаимоотношения водителей с сотрудниками автоинспекции. В Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения готовятся еще несколько таких документов. В них будут прописаны процедуры регистрации транспортных средств, техосмотра и экзамена на получение водительского удостоверения. В этих регламентах все действия инспекторов будут ограничены временными рамками - сколько минут отводится на выдачу документов, осмотр машины и так далее.
Хочется надеяться, что такая дотошная регламентация сократит эти нервные процедуры и будет держать автоинспекторов в рамках дозволенного.