Устав автомобильного транспорта вступил в силу

Теперь водитель такси будет обязан выдавать пассажиру квитанцию или кассовый чек. В воскресенье, 18 мая, вступает в силу новый Устав автомобильного транспорта.

Он значительно расширяет права пассажиров. Впервые четко определены условия перевозок пассажиров и багажа автобусами, троллейбусами, трамваями, а также грузовым и легковым автотранспортом, включая такси. Всего этого не было в предыдущем варианте документа.

Отношения между таксистом и пассажиром, например, раньше определялись общими правилами перевозок, которые утверждались отдельно в каждом таксопарке. Теперь же перевозке пассажиров и багажа в такси уделена целая глава, четыре статьи которой действуют на территории всей страны. Впервые введен термин "договор фрахтования транспортного средства". Так теперь законно именуется понятие "поймать такси". Каждый таксист (фрахтовщик) обязан выдать пассажиру (фрахтователю) квитанцию в форме бланка строгой отчетности или кассовый чек, подтверждающие оплату стоимости пользования легковым такси. Обозначены также спорные вопросы об оплате простоя такси по вине пассажира и отказы водителей доставить багаж и клиента в нужное место. Но по каким причинам вас вместе с чемоданом могут "оставить на обочине", будет оговорено уже в правилах перевозки пассажиров, принятие которых предусмотрено уставом.

В уставе узаконены права и обязанности пассажиров междугороднего транспорта.

А если транспортные компании, работающие на междугородних автобусных маршрутах, допустят опоздание в пункт прибытия более чем на два часа, то они будут обязаны выплатить пассажирам по 3 процента стоимости билета за каждый час опоздания и компенсировать ущерб, нанесенный этой задержкой. Вообще финансовые вопросы впервые оговорены достаточно четко - теперь пассажир имеет право получить 75 процентов стоимости билета в случае, если он опоздал на рейс на три часа. Вам вернут деньги даже тогда, когда автобус по независящим от шофера причинам не довезет вас до конечного пункта следования.

Автоперевозкам грузов как в пределах города, так и междугородним, уделено в уставе, пожалуй, основное место - ведь именно грузоперевозка является наиболее спорным моментом. Ужесточена ответственность за просрочку доставки багажа, четко оговорены суммы штрафов. Отныне перевозчик несет ответственность за сохранность груза и обязан возместить ущерб, причиненный при перевозке багажа. За просрочку перевозчик должен будет заплатить получателю штраф в размере 3 процентов за каждые сутки просрочки. В свою очередь, штраф за просрочку доставки багажа будет выплачен на основании акта, составленного по требованию получателя багажа, не позднее чем в течение десяти дней со дня оформления этого акта.

Однако оговорена и ответственность грузоотправителей. Скажем, за ошибочно составленную накладную можно "поплатиться" штрафом в размере двадцати процентов провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причиненного перевозчику такими нарушениями. Четко определены штрафы за простой техники, за непредставление груза и так далее.

Одним словом, впервые права и обязанности как пассажиров, так и перевозчиков узаконены документом прямого действия. Правда, в уставе нет специального раздела по маршрутным такси. Но, как пояснили в минтрансе, они относятся к общественному городскому транспорту, деятельность которого регулируют регионы.

Компетентно

Сергей Аристов, статс-секретарь, заместитель министра транспорта:

- В отличие от Устава автомобильного транспорта РСФСР новый документ значительно расширил возможности сторон регулировать их правоотношения на основе заключаемых договоров, что соответствует принципам рыночной экономики и способствует развитию конкуренции среди организаций, занятых в данной сфере деятельности.

"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" определяет общие условия перевозок пассажиров, ручной клади и багажа автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом. А также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур (кроме перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении, которые регулируются международными договорами Российской Федерации). Кроме того, устав определяет права, обязанности и ответственность перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей, грузовладельцев, пассажиров и владельца объектов транспортной инфраструктуры, а также регулирует отношения, возникающие между ними в процессе осуществления перевозок автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом.

Урегулирован также спорный вопрос, связанный с установлением главами регионов преимуществ по стоимости проезда, действующих на всей территории региона, в том числе на территории муниципальных образований.

Законом предусматривается, что в его развитие будут утверждены постановлениями правительства РФ: правила перевозок грузов автомобильным транспортом и правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.