Франция в трауре. В ночь на понедельник в своей квартире на улице Вавилон, что на левом брегу Сены, ушел из жизни легендарный кутюрье Ив Сен-Лоран. Ему был 71 год.
О том, что неизлечимый недуг давно уже истончает его плоть, знали друзья, надеясь на чудо, которое, увы, не произошло. Знали и в Елисейском дворце. Несколько недель тому назад во время скромной церемонии, устроенной у него дома, модельеру был вручен орден большого офицера Почетного легиона. Присутствовали лишь самые близкие - соратник по всем начинаниям Пьер Берже, актриса Катрин Денев, сестра певицы Жульетт Греко - Шарлотта Эйо.
Последний раз мне довелось видеть кутюрье в январе 2002 года в напоминающем нефтеперерабатывающий завод центре имени Жоржа Помпиду. То было прощание Ива Сен-Лорана с высокой модой. Свыше ста манекенщиц принимали участие в итоговом показе лучших моделей, созданных тем, кого здесь называют "принцем кутюрье". Весь Париж рукоплескал слегка сутулому человеку в очках в массивной оправе.
Тогда, пробившись сквозь плотную толпу почитателей, мне удалось переброситься несколькими словами с модельером, который последние годы избегал появлений на публике и общался в основном только с людьми из своего ближайшего окружения. По всему было видно, что Ив явно чувствовал себя не в своей тарелке. Улыбка на тонких губах была натянутой, а руки слегка подрагивали. Запомнился его ответ на сакраментальный вопрос о том, что значит быть одетым по канонам моды.
- В первую очередь надо комфортно чувствовать себя в том, что на вас одето, - сказал он. - Во-вторых, не относиться к модной одежде, как к какой-то униформе. Привносите обязательно в нее что-нибудь личное, то, что будет подчеркивать, пускай хоть штрихом, вашу индивидуальность. И, конечно же, никогда не следуйте моде с закрытыми глазами, не будьте ее рабами.
Ив Сен-Лоран появился на свет 1 августа 1936 года в алжирском городе Оран, тогда еще французском, в семье аристократов. С детства любил рисовать, и эта страсть, скорее всего, сделала бы из него большого художника, что многие ему предсказывали, если бы не конкурс, организованный в середине 50-х годов знаменитым журналом мод "Вог". По совету матери, всячески поощрявшей творческие наклонности сына, Ив отправил в Париж свои эскизы женских нарядов. Они так понравились главному редактору журнала Мишелю де Брюнхоффу, что тот показал их тогдашнему "королю моды", самому Кристиану Диору.
Тот был в восторге и с ходу предложил юноше стать его помощником. Сборы были недолги, и в 18-летнем возрасте Сен-Лоран попал в Париж, окунувшись там в совершенно незнакомый ему мир. Конечно, многому пришлось учиться. В частности, искусству кройки одежды, для чего одновременно с работой у Диора устроился обычным подмастерьем к опытному портному, под руководством которого освоил премудрости этой профессии. Талант, упорство и одержимость привели к тому, что о нем заговорили в Париже как о "революционере". В доме Диора Ив создал шесть коллекций, причем такие, как "Трапеция", "Арка", стали новым словом в моде.
Через три года после скоропостижной смерти Кристиана Диора 21-летний Ив становится главным кутюрье именитого дома моды, и, наверное, он проработал бы там долгие годы, если бы не призыв в армию. Правда, с ней у молодого модельера, обладателя тонкой натуры, отношения не сложились. История умалчивает, что произошло с Ивом, но спустя три недели после того, как он надел военную форму, у него случился нервный срыв. После чего его срочно госпитализировали. Когда Сен-Лоран был досрочно демобилизован и вернулся в Париж, его место в диоровском доме было уже занято.
Судьбоносным для молодого модельера стал 1961 год, кода счастливый случай свел его с талантливым менеджером Пьером Берже. Вместе с этим прозорливым деловым человеком, крепко стоящим ногами на земле, а также наставником они создают буквально "на коленке" свой дом моды, для чего, заняв денег, снимают двухкомнатную квартирку неподалеку от Елисейских Полей.
Этому дому вскоре суждено покорить весь мир и принести Иву Сен-Лорану неувядаемую славу. Именно он явился создателем женских брючных костюмов, элегантнейших смокингов, комбинезонов, ввел военную тематику в наряды, френчи "сафари", высокие сапоги "а ля рюсс". С подачи Пьера Берже, задумавшего запустить в производство парфюмерную продукцию с тремя буквами YSL, этот гениальный провокатор как-то снялся в обнаженном виде для своего нового мужского одеколона "Pour Homme", тем самым шокировав добропорядочную публику и вызвав восторг всех остальных.
На прощальном вечере в центре Помпиду я спросил Пьера Берже, что, по его мнению, подарил женщинам мира его друг. Месье Берже тогда ответил:
- Если Коко Шанель своими моделями освободила слабый пол от тесных корсетов, то Ив передал им власть, которой до этого обладали исключительно мужчины. Как он это сделал? Он переосмыслил мужскую одежду, те же костюмы и смокинги, и сделал их частью дамского гардероба. В этом его огромная заслуга.
Знаток и большой любитель живописи, оперы, литературы, Ив Сен-Лоран во многих своих работах вдохновлялся работами Пикассо, Матисса, Брака, Модриана. Его коллекция "Русские балеты", созданная в 1976 году, по праву считается непревзойденной. Толчком к творческому поиску также служили литературные персонажи. Как-то модельер сознался, что толстовские образы Наташи Ростовой и Анны Карениной долгое время служили ему путеводными звездами. Подняв моду на уровень подлинного искусства, Сен-Лоран неоднократно выставлялся в музеях - в Нью-Йорке, Пекине, а также в Москве в 1987 году.
Последние годы Сен-Лоран жил затворником. В основном в своей парижской квартире, стены которой увешаны шедеврами Сезанна, Пикассо, Леже. Лишь изредка он покидал ее, чтобы отправиться по другую сторону Средиземного моря в Маракеш, где проводил неделю в сказочном, словно из "Тысячи и одной ночи" доме-дворце, или поближе к Атлантическому океану в свой особняк в Нормандии. Предпочитал компанию самых близких друзей и любимого французского бульдога по кличке Мужик.
Называя себя "человеком XX века", Ив Сен-Лоран в начале нового XXI стал все больше отходить от дел, избегал бомонд, почти не показывался на людях. Сначала он уступает свою линию "прет-а-порте" и парфюмерию с маркой "И.С.Л" промышленнику-миллиардеру Франсуа Пино, которому принадлежит, в частности, фирма Gucci, затем прощается и с "высокой модой", которая ему стольким обязана. Считая свою миссию выполненной, Ив Сен-Лоран как-то сказал с улыбкой, что жалеет лишь о том, что "это не он придумал джинсы, которые сравняли все классы".